Найти в Дзене

Как реанимировать трамвай в Ярославле?

Оглавление

В прошлых статьях я рассмотрел то, чем ремонтировать пути и как их содержать, а также о перспективных маршрутах трамвая.

Предыстория

В начале 40х трамвай был основным средством передвижения в городе - практически все основные улицы были с трамвайными путями.

Карта трамвайных маршрутов 1940 года с наложением  на существующие улицы
Карта трамвайных маршрутов 1940 года с наложением на существующие улицы

К началу 70х годов линия трамвая по улице Свободы, по Московскому проспекту была демонтирована и заменена троллейбусами. Сами же трамвайные пути были уложены по проспекту Толбухина, начиная от пересечения с улицы Большой Октябрьской и проложены трамвайные пути по Проспекту Октября в Северный жилой район. При этом по проспекту Толбухина планировалось строительство скоростного трамвайного пути. Эта новая линия строилась в каноне концепции скоростного трамвая - отдельная проезжая часть, минимум пересечений, максимальная скорость. Тогда это казалось логичным - соединить скоростным транспортом два крайних района города (привет Карабулинской развязке), а на Большой Октябрьской сделать транспортно-пересадочный узел для пересадки людей в сторону железнодорожного вокзала и центра города.

Зелёным - проектируемая линия в 70е годы, красным - существовавшие линии.
Зелёным - проектируемая линия в 70е годы, красным - существовавшие линии.

Почему убирали трамвайные пути? В тот момент не было шумопоглащающих технологий, поэтому разрабатывались Госты, которые ставили жёсткое условие - не менее 20 метров от крайнего рельса до фасада дома и поэтому трамвайный погром действительно казался логичным - Московский проспект обрастал домами, а троллейбус реально издавал меньше шума.

Потом в более-менее сытые 2000е годы трамвайные пути были убраны по Большой Октябрьской и на Красном перекопе вместе с трамвайным депо, где стоит ТЦ Аура.

Продажа трамвайного депо позволила городу вложить средства в обновление рельсошпальной решётки и подвижного состава - так было отремонтировано более 30 км пути в 2006 году силами МУП Яргорэлектротранс. Эти пути до сих пор в идеальном состоянии.

Таким образом, одной рукой администрация города ломала трамвайную систему, а другой пыталась удержать на плаву.

Были разговоры о запуске траслора (трамвая на шинах с одним направляющим рельсом) вместо маршрута по Большой октябрской, но это всё так и осталось разговорами. Был пущен троллейбус №5.

Ярославская трамвайная система имеет очень много узких мест, которые значительно ограничивают её провозную способность и возможность продления существующих маршрутов.

Дзержинский район

Изначально трамвайная система строилась как скоростная, при этом изначальный проект предполагал строительство скоростной линии трамвая по Ленинградскому проспекту, но свои коррективы были внесены начальником облисполкома. Поэтому имеем то, что имеем.

-3

Несмотря на то, что трамвайные пути строились по более-менее современным технологиям 70х годов, система имеет достаточно много проблем. Так из-за слабой подстанции и отсутствия 2 разворотного пути нет возможности продлить маршрут трамвая №7 от пересечения Ленинградского проспекта и улицы Батова. Для Брагино это единственный трамвайный маршрут, позволяющий добраться прямо в центр города без пересадок (привет транспортной реформе).

Каждый переезд на трамвайных путях это боль для подвижного состава. Поскольку на подходах к переезду рельсошпальная решётка лежит на более упругом основании, чем на переезде, то при подходе возникают дополнительные колебания, которые приводят к волновому износу рельсов на переездах и из-за этого трамвай при проезде начинает дребезжать. Проблема решается устройством участка переменной жёсткости - перехода от упругого к жёсткому основанию. То есть мы в разных местах используем разное соотношение песка и щебня в смеси. Чем больше песка, тем более упругое основание.

Также отдельная боль для трамваев - это состояние пути. Рельсошпальная решётка не менялась с середены 80х годов на участках от улицы Папанина до остановки улица Волгоградская.

Аналогичная ситуация - маршрут трамвая №6, проходящий по улице Блюхера. Особенно изношен участок пути от улицы Урицкого до Елены Колесовой. Трамваи здесь вынуждены ехать со скоростью не более 15 км/ч - иначе будут дребезжать как погремушки. Рельсы здесь имеют огромный волновой износ, балластного слоя нет от слова совсем.

-4

Во время снегопадов и отсутствия уборки, автомобилисты, кто имеет внедоржник, используют трамвайную полосу для движения и объездов пробок, порой создавая очень неприятные ситуации, останавливая трамвайное движение.

Зимней картинки не нашёл
Зимней картинки не нашёл

Отдельное внимание стоит уделить стрелочным переводам. В Ярославле все стрелки являются механизированными - водителю не нужно каждый раз выбегать из салона и переводить стрелку ломиком. Это уже хорошо. Но сами стрелочные переводы сделаны, как говорится, из того, что было под рукой - подкладок костыльного крепления, костылей (железнодорожных гвоздей). Таже отдельные опасания вызывает состояние крестовин. Сами трамваи проходят эти стрелки со скоростью не более 10 км/ч. Марка крестовин этих переводов (на глаз, конечно, 1/5)

Эти стрелочные переводы необходимо менять на марки с крестовинами 1/9. Конечно придётся переложить трамвайные пути, но это позволит увеличить скорость движения.

-6

В 2006 году был введён в эксплуатацию Юбилейный мост. Для того, чтобы построить развязки и съезды пришлось изменить план пути трамвайной линии. Если раньше трамваи проезжали одну кривую большого радиуса (чем больше радиус кривой, тем меньше сопротивление движению), то теперь получились две разных кривых малого радиуса, причём выложенные отрезками звеньевого пути. Всё из-за того, что трамвай попросту бы не вписался в габариты под одним из съездов. Эту ситуацию можно исправить углубив отверстие съезда. Получится небольшая яма, но этого будет достаточно.

Опасения также вызывает состояние трамвайных путепроводов, построенных в 70е годы. Их два:

1. Пересекает подъездные пути бывшего завода АО Лакокраска.

2. Пересекает железнодорожные пути общего пользования направления Ярославль-Данилов.

Если на первом путепроводе достаточно провести работы по замене рельсошпальной решётки, то второй находится в ужасном состоянии - ещё в 2012 году было проведено обследование и дано заключение - необходимо произвести капитальный ремонт в ближайшие 5 лет.

-7

Эти трещины были бы не опасны, если бы не изменяли своё раскрытие при проходе нагрузки. Почему я поднял этот вопрос?

В 2019 году на станции Свободный случилась авария - прямо на железнодорожные пути рухнул автомобильный мост. Как бы такого не случилось с трамваями. При этом трамвайные пути на путепроводе не менялись с момента постройки.

Если не сделать ремонт этих путепроводов, то о трамвайной системе Ярославлю придётся забыть - это точка невозврата.

Ленинский район

Пятёрка

Необходимо заменить рельсошпальную решётку от улицы Чехова до разворотного кольца на улице Угличской.

-8

Центр

В настоящий момент трамвайные пути заходят только в малую часть центра города - заканчиваются около стадиона Шинник. Проблемный участок на проспекте Октября и части улицы Володарского тоже нуждается в ремонте и замене рельшопальной решётки. Здесь можно использовать бывшую в употреблении железнодорожную.

Однако наиболее изношенный и проблемный участок находится в Кучерском переулке - трамваи здесь вынуждены ехать со скоростью не более 10 км/ч из-за жалоб жильцов на постоянные вибрации и имеющихся судебных решений. Расстояние до фасада дома здесь составляет около 5 метров.

-9

Решений этой проблемы существует несколько:

1. Просто заменить трамвайные пути на железобетонные плиты с утопленными в ними рельсами с укладкой всего этого хозяйства на песчано-гравийное уснование с устройством виброматов.

-10

Чем больше масса пути, тем ниже частота и амплитуда колебаний. Чем ниже амлитуда колебаний от движения, тем проще её гасить.

2. Построить однопутную линию с применением технологий из пункта 1 по улице Володарского-Свободы-Победы получив таким образом огромное разворотное кольцо, сократив число трамваев в Кучерском переулке вдвое и таким образом сделать активным только один путь, расположенный в 15 метрах от торца проблемного дома.

Выбирая вариант 2 можно таким образом можно убить трёх зайцев - решить проблему шума, ускорить движение, а также увеличить охват трамвайной сети, фактически создав на улице Свободы транспортно-пересадочный узел.

Огромное однопутное разворотное трамвайное кольцо. Все нормативы здесь соблюдены.
Огромное однопутное разворотное трамвайное кольцо. Все нормативы здесь соблюдены.

Описанное здесь является программой минимум, которая позволит системе остаться на плаву и не потерять последнего пассажира.

Программа ренессанс

Однако для решения транспортных проблем города необходимы более серьёзные и ответственные решения.

Предложение АО ЯРГЭТ

Так в 2020 г в руки издания 76.ru попала презентация АО ЯРГЭТ о возможном продлении трамвайных путей. Синим отмечена 1 путная линия, красным 2 путная.

-12

Понятно, что разработчики руководствовались тем, что по улице Ушинского и Первомайской проходит огромное число маршрутов и пешеходных потоков - можно привлечь пассажира доступностью маршрутов. Однако здесь есть очевидный недостаток - каждый день в 5 вечера на пересечении проспекта Октября, Первомайской, улицы Пролетарской образуется огромный затор. Здесь фактически пересекается 5 встречных потоков - пробка, которая блокирует противоположные направления. Люди едут из Центра на Московский проспект, из Центра в Брагино и Заволгу. Всё ещё усугублялось раньше тем, что некоторые маршрутки останавливались прямо после кругового перекрёстка с 5 направлений на проспетке Октября, блокируя всё движение. Трамвай же был бы просто съеден жителями, несмотря на то, что он состоит из металла. Поэтому этот вариант может быть жизнеспособен только в том случае, если трамвайные пути будут проложены прямо по Московскому проспекту во Фрунзенский район и в Заволжский район через Октябрьский мост.

Программа максимум

В центре города есть два варианта возрождения трамвая. Оба варианта предусматривают создание в центре Ярославля огромного трамвайного кольца по улице Свободы и Большой Октябрьской с выходом трамвайных путей в Заволжский район и движения по улице Ушинского и Первомайской. Зелёным цветом показаны новые двухпутные линии трамвая, синим - однопутные, красным - существующие.

-13

Зачем нужно кольцо.

Оно необходимо как внутрипересадочный контур, по которому трамваи будут двигаться в двух разных направлениях. Если сделать пересадку бесплатной то, можно подвозить и увозить огромное число людей от Вокзала к центру города, обратно и по Центру города. Исторически во многих культурах мира главные улицы складывались на расстоянии около 400 метров. Это трамвайное кольцо как раз по этим улицам и проходит - здесь сконцентритрована огромная деловая активность.

Решение пустить трамвай по проспекту Толбухина демонтировав участок пути по улице Володарского и перенся его на улицу Победы - это продолжение с дополнением первоначально задуманного ещё в союзе плана. Улица Победы страдает от недостатка магистрального транспорта. Проспект Толбухина проектировался с перспективой прокладки скоростного трамвая. Также проект Карабулинской развязки это предусматривал. Сейчас же тема с Карабулинской развязкой поднимается мэрией города Ярославля ежегодно, когда появляется недовольство жителей.

Второй вариант релизации подразумевает использование только части проспекта Толбухина и позволяет сэкономить при проведении работ.

-14

Этот вариант удобен тем, что его часть можно реализовать уже сейчас, создав однопутное широкое разворотное кольцо Володарского-Свободы-Победы.

Если говорить про Красноперекопский и Фрунзенский район, то решение транспортных проблем может быть таким, причём этот вариант может быть расширен для использования на третем мосту через Волгу.

-15

Для того, чтобы убрать жуткую пробку из Заволжского района, необходимо проложить трамвайные пути через Октябрьский мост и вывести их в сторону проспекта Машиностроителей, где плотность застройки самая наибольшая.

-16

Что же касаемо Дзержинского района, то необходимо содинить конечные остановки маршрутов трамваев №5 и №6 и продлить трамвайную линию в посёлок Норское, которое уже давно стало частью Ярославля.

-17

Данный маршрут учитывает существующую и перспективную плотность застройки и позволит людям передвигаться по городу за достаточно приемлемое время.

На этом всё.

По мере проработки концепции буду добавлять другие варианты.

Ссылки на построенные карты: