Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Кинорецепт. Куда свернул новый "Поворот не туда"?

Оглавление

Поворот не туда. Наследие

Важно ли не пропустить поворот?
shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - kinopoisk.ru

Вот уж задачка так задачка - писать про этот, как это принято говорить, перезапуск знаменитой серии "Поворот не туда". Основная задача была в том чтобы решить - включить его в обзор свежих хорроров или же опубликовать обзор на него в отдельной рубрике "Страшно плохо", которую для случая не мешало бы и создать. И вы поймёте, почему, когда будете смотреть этот фильм. В моменты, когда кино будет удивлять неплохими решениями, вы будете думать "ну как это можно было выносить в рубрику про компост?", но будут и моменты, когда вам покажется, что только так и стоило поступить.

Оригинальный фильм Роба Шмидта 2003 года производства в своё время горячо обсуждался, кто-то считал его нереально крутым и страшным, кто-то критиковал за излишнюю жестокость и, конечно, за глупое поведение персонажей. Но сейчас никто не станет спорить, что "Поворот не туда" стал классикой, вехой в жанре, пусть он не был революционным, а лишь следовал пути "слешеров на выбывание", у фильма были свои находки и углы обзора на подачу классического материала. Допустим, взять то же глупое поведение персонажей, их неправильные решения - в "Повороте..." 2003 года все эти решения носят глубоко фатальный оттенок, как и весь фильм - авторы довели до абсолюта атмосферу безысходности и кошмара, когда зритель понимает, насколько ужасными могут быть последствия неверного выбора, или даже неверного выбора маршрута. За "Поворотом" последовал ремейк хоррора "У холмов есть глаза", авторы которого явно учли специфику популярного хоррора Шмидта. Ещё интересный факт - несмотря на то, что классический "Поворот не туда" создавался по лекалам слешера на выбывание вроде "Техасской резни", та же "Техасская резня бензопилой. Начало" 2006 года явно использует приёмы фильма Шмидта, в особенности - воссоздание атмосферы ужаснейшей безысходности и подробное раскрытие происхождения жуткого Leatherface.

shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - screenrant.com
shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - screenrant.com

Что касается нового фильма - здесь авторы не смогли или не ставили перед собой цель повторить этот трюк. Но какие цели они ставили - это хороший вопрос. Конечно, в первую очередь, в глаза бросается социальная канва - среди обязательной для фильма серии группы людей, забредших в лес, есть люди нетрадиционной ориентации, разных рас, убеждений и прочее. Удивить кого-то этим сейчас не выйдет, это скорее обязательный элемент. При этом авторы умудрились провести неплохую сентенцию - персонажи-зуммеры, представители нового мира, радеющие за равные возможности для всех, сталкиваются с представителями мира, которые давно живут по якобы таким же законам, открыто критикуя иллюзорные плюсы современного общества. Это не великая мысль, но она грамотно вкручена, и несколько оправдывает наличие хипстерных героев.

Но первым делом фильм, конечно, подкупает, участием отличного актера Мэттью Модайна ("Очень странные дела", "Святилище") в роли отца, отправившегося на поиски дочери. Конечно, он прибывает в недружелюбное место, и, конечно, скоро мы узнаём, что его дочь была в той самой неудачливой тусовке - вводная часть заканчивается, и нам предстоит узнать, что же случилось. А случилось вот что - разношерстная публика, прибыв в небольшой город, конечно, не понравилась местным реднекам, впрочем среди героев оказался парень Адам, который сам был резок и провоцировал завсегдатаев бара на конфликт. Само собой, когда герои отправляются в поход, и на них совершается первое нападение, мы думаем на тех ребят из бара, и, конечно, ошибаемся. На сцене появляются "ребята из бара" пострашнее и подревнее. Герои разбредаются, и скоро видят людей в жутких костюмах с черепами животных на головах, которые несут того самого Адама, привязанного к бревну. Развязывается конфликт, и одного из странных лесных жителей Адам убивает. Ребят хватают и приводят в местное поселение (не знаю, куда ребята из ГуглМэпс смотрели), где героям объясняют, что они несправедливо отняли чью-то жизнь, а ещё им объясняют правила, по которым скоро всем им не светит ничего хорошего.

 shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - kinopoisk.ru

А нам объясняют, когда мы видим кадры из деревушки, что не только Ари Астер может "Солнцестояния" снимать, и в какой-то момент, в это хочется поверить. Но отсылка слишком топорная, и никуда особенно не ведущая. Тут фильм начинает больше походить на недавний триллер от Netflix "Апостол", и в этом основное отличие нового "Поворота" - здесь не наблюдается необъяснимой бойни, злодеи не являются полуразумными существами, с которыми нельзя переброситься и парой слов. Здесь как раз много разговаривают и даже умничают, местные "отцы" племени дают героям шанс исправить фатальную ситуацию, и даже не раз. Но даст ли спокойствие такое исправление?

Дальше происходит некий твист, и повествование возвращается к отцу героини Джен. И здесь, после того, как мы смирились с обязательной разношерстной тусовкой, после того, как мы в меру побесились от глупых поступков героев в лесу (тут, кстати, это не сильно бесит, а воспринимается ,как столп жанра), после невнятного кивка Астеру и более-менее складных концепций вожака племени, нас окунают в ужаснейший сценарный провал. Клише, которые нормально срабатывают на атмосферу в начале, здесь просто заставляют встать и выйти из кинозала - настолько плохо и бездарно показана эта часть. Храбрый отец, а вместе с ним мы, в ходе топорно прикрученной сцены, получает, увещевание от невесть откуда взявшейся местной жительницы, которая объясняет ему расклад и историю тех нехороших людей. Потом отец нанимает каких-то людей с оружием, мотивация которых держится на... ни на чём она не держится, и те сопровождают его в лес. Скоро ему предстоит столкнуться с жутким пониманием, к которому он не будет готов. Тут всё средненько, никаких откровений.

Но вот концовка (имеется ввиду буквально сцена с титрами) - она вытаскивает, берёт за руку и выводит из болота. И это сложно объяснить, надо просто увидеть. Это действительно стилистически круто, это смачно, под отличную песню, не лишенную связи со смысловой нагрузкой - "это твоя земля, и моя земля", но как бы "Боливар не вынесет двоих". В общем, подобную концовку можно припомнить в оригинальной "Техасской резне". Но в "Повороте не туда" с глупым постфиксом "Наследие" концовка срабатывает как-то гипнотически, через неё авторы будто признаются в понимании клише, в намеренном следовании им. И это круто.

 shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - otakukart.com
shot from "Wrong Turn: Foundation"/2021/Constantin Film/Источник - otakukart.com

Нет, концовка фильма не извиняет прогонов и ошибок. Но при том, финал - не единственная хорошая сторона фильма. Новый "Поворот не туда", в целом, интересно смотреть - обязательные нестандартные герои и "тупость" в их поведении уже не бесят, а вызывают некоторый интерес - как они совместят всё это и во что завернут? Это похоже на ту самую цель, которую преследовали авторы - увязать современную начинку и традиционный слешерный "фарш". Если оригинальный фильм исследовал тему мрачного фатализма, то здесь авторы подрубают социальную тематику.

Кроме того, в фильме есть динамика, есть неплохие костюмированные злодеи, есть пара жутковатых моментов. Пара? Да, именно, и это должно окончательно дать понять, что от этого фильма не стоит ждать той душащей уничтожающей атмосферы фатальности, как в первом фильме. Здесь фатальность другая - кем бы ты ни был, что бы не проповедовал, есть вещи древнее тебя и соглашения, крепче, чем твои. Но при этом - и в тебе есть эти корни, так что ещё вопрос, чем всё закончится.

Авторы очень сильно ошиблись с манерой подачи, втиснутый в середину эпизод про поиски отцом Джен очень плох. Касаемо технической стороны - такое ощущение, что авторы грима освоили один тип кошмарной бутафории, и везде решили использовать один и тот же приём. Но, благодаря ряду неплохих решений, фильм смотрится. Пользуются ли авторы бессовестно добрым именем ради привлечения аудитории, которая пойдёт в надежде на старый добрый слешер? Да. Но, с другой стороны, кто заставляет публику идти в седьмой раз, если из предыдущих шести нормальным был только один? Да, фильм определенно изначально привлекает внимание причастностью к франшизе, потом подкупает участие хорошего актёра, ну а дальше авторам удаётся как-то осторожно убедить нас, что клише уже давно не бесят, а глупое поведение героев - часть жанра, без этих ошибок история просто не сработает. Плохая часть про отца Джен реально отдаёт низкокачественным кино-контентом начала 2000-х, но ради концовки есть смысл досмотреть фильм.

Ещё в Телеужин:

Список самых кассовых хорроров - читайте тут

Два атмосферных хоррора 2017

Три новых триллера 2021 - здесь

Самые кассовые фильмы 2020

Три необычных хоррора 2018