Поклонники единоборств со стажем, наверняка помнят такую самобытную и оригинальную систему, как Школа Чой. Она получила определенную известность в 80-х гг. прошлого века, быстро достигла пика популярности, и также быстро исчезла, оставив после себя немногочисленные интервью создателей, и кое-какие методические материалы. Все, что было связано с этим боевым искусством, окутано такой пеленой тумана, которая с годами стала лишь гуще. Вот какая информация о Школе и ее создателе известна (а достоверна она или нет - это уже другой вопрос).
Школу Чой основал в 1970-хх г. сотрудник советского посольства в Бирме (ныне – Мьянма) Герман Попов. Он обучался в буддийском монастыре традиционному бирманскому боевому искусству, азы которого через несколько лет привез в Москву. О Школе Чой было сложено немало легенд и версий происхождения, но со временем выяснилось, что это - авторская разработка самого Попова. Кроме того, мастер, у которого он обучался, в свое время изучал карате и айкидо у японского наставника. Но почему-то, там же фигурирует непонятно откуда взявшийся «стиль питона», имеющий «древнее бирманское происхождение». Обучившись за несколько лет этому «винегрету», Герман Попов вернулся домой, и на него ту же вышли сначала из КГБ, а затем из ВДВ. Создатель школы Чой начал обучать десантников, но работы по совершенствованию своего стиля не прекратил. Так был разработан «базово-кустовой метод», являющийся главной особенностью Школы. Именно он, а не специфическая ударная или бросковая техника, стал визитной карточкой, отличающей Школу Чой от других, и, по утверждениям создателей, делающий ее невероятно эффективной. Другой важной характеристикой школы, является огромное значение, уделяемое перемещениям. Например, в книге «Школа Чой. Техника самозащиты» (авторы - В. В. Смирнов, З. С. Сямиуллин), перемещениям уделена львиная доля объема данного пособия. Перемещения в Школе Чой строятся по принципу маятника.
Что касается непосредственно техническим действиям, то им уделяется не так уж много внимания. Считается, что овладев «базово-кустовым методом», боец сам поймет, как ему действовать в каждой конкретной ситуации. Создатель школы, характеризует данный метод в таких терминах, как универсальность и вариативность. Его суть, в двух словах, можно охарактеризовать так: сложное движение разбивается на простые составляющие, которые можно комбинировать. Другой важный метод, используемый в Школе Чой – «метод опорных сигналов», разработанный В. Ф. Шаталовым.
Если взглянуть на демонстрацию техники данной школы, то она может напомнить дзю-дзюцу, или даже хапкидо, дополненные ударами из бокса и карате. Однако, некоторые техники довольно самобытны.
Возможно, сложнейшие теоретические обоснования, привели к падению популярности Школы Чой. А может быть, на это повлиял раскол между создателем Школы, и его ближайшими учениками. Как бы то ни было, «современная древнейшая» Школа Чой, фактически, исчезла, уступив место более популярным и жизнеспособным системам.
Но вклад, внесенный Г. Поповым в дело распространения боевых искусств, был по достоинству оценен. Утверждается, что в 2003 г. Всемирный совет гранд-мастеров боевых искусств, присвоил ему звание гранд-мастера.