Современные женщины-предприниматели делятся своим мнением о женском подходе к бизнесу, устаревших стереотипах и умении находить баланс между работой и личной жизнью.
• Алена Рафикова, создательница бренда женской одежды The One Infinity Story, г. Москва
Я являюсь владелицей бизнеса по производству женской одежды. Мой бренд, которому вот-вот исполнится два года, представлен на крупнейших маркетплэйсах: Wildberries, Ozon и Lamoda. Годовой оборот — 40 миллионов рублей.
Многие по сей день считают, что женщины не обладают достаточным умом для построения своего дела. Однако я убеждена, что возглавить успешный бизнес может как мужчина, так и женщина — все зависит от навыков конкретного человека, а не от его гендера. Мой личный пример и примеры других успешных бизнесвумен прямое тому подтверждение.
Но будучи сильными в бизнесе, женщины нередко сталкиваются с дилеммой в личной жизни. Девушке-предпринимателю нужно не только найти баланс между работой и семьей, но также тщательно следить за своей внешностью. Чтобы не превратиться в загнанную лошадь, необходимо наладить бизнес-процессы и научиться делегировать. Домашние дела доверьте профессионалам, а свободные часы посвятите воспитанию детей, саморазвитию или досугу с любимым человеком.
Я придерживаюсь именно такой системы координат, благодаря чему и остаюсь в гармонии с собой. Женственность — не помеха бизнесу, как и бизнес не помеха тому, чтобы раскрывать свою женскую энергию.
• Елена Сидорова, владелица мужского парикмахерского салона ALPACINO, г. Омск
Я открыла свой бизнес будучи беременной второй дочерью. Сейчас моим детям 6 и 9 лет. Супруг в бизнесе не помогает, у него свое дело. Для меня совмещать работу, детей и семью не сложно. У меня расставлены личные приоритеты, и семья о них знает. В детях воспитываю самостоятельность. Если мама работает, дома ей никто не мешает. Но есть время, которое я уделяю только детям, не отвлекаясь на работу.
Считаю, что до сих пор, открывая свое дело, женщина сталкивается с давлением общества, связанным с ее обязанностью выполнять роль жены и матери. В остальном, не думаю, что есть какие-то отличия в том какого пола владелец бизнеса.
В большинстве своем женщины более эмоционально реагируют на проблемы и вопросы, глубже вникают, втягиваются в личностные моменты общения с персоналом, с клиентами. С одной стороны, это недостаток, потому что чаще может приводить к выгоранию, но, с другой стороны — это добавляет душевности в их бизнес.
Если вы только открываете собственное дело, хорошо просчитайте его, снимите розовые очки в самом начале, отнеситесь к нему по-мужски.
• Елена Осипова, директор благотворительного фонда помощи недоношенным детям и их семьям "Провидение", г. Пушкино (М.О.)
Женский подход к бизнесу более мягкий, предполагает меньше стресса для сотрудников) Это помогает жить полной жизнью и совмещать самореализацию, семью и личную жизнь.
Самая главная трудность, с которой может столкнуться женщина-бизнесмен — это стать успешнее своего мужчины и потерять его. Также остается меньше времени на семью и мужа, а мужчинам это очень не нравится. У многих женщин, построивших успешный бизнес, произошёл распад семьи по этим причинам.
Чтобы всё успевать, у меня обязательно есть помощники: пока младшая дочка не ходила в садик, три раза в неделю была няня, один раз в неделю — помощница по дому. Сейчас от услуг няни я уже отказалась.
Меня вдохновляют женщины-предприниматели, такие, как Татьяна Зозуля, мама троих детей, её курс по стартапу помогает женщинам реализовывать себя; Ирина Гончарова — занимается просвещением в области финансовой грамотности; Елена Блиновская — тоже мама троих детей, учит многих людей, как исполнять свои мечты.
• Елена Мингова, основатель сети детских билингвальных садов «Космо Кидс», г. Москва
Мой бизнес непосредственно связан с детьми и с заботой о них. Такой формат собственного дела очень хорош для родителей с детьми — нет ощущения, что бросаешь их ради работы. Трое моих детей ходят в сады «Космо Кидс». При этом вечера мы все равно стараемся проводить вместе, в кругу семьи.
Самая большая сложность, с которой может столкнуться женщина в бизнесе, на мой взгляд, — это непонимание со стороны семьи, отсутствие поддержки в сложных ситуациях. У нас в этом плане нет проблем — муж полностью поддерживает меня и занимается бизнесом вместе со мной.
Преимущество в женском подходе к бизнесу — это, в первую очередь, многозадачность, умение чувствовать ситуацию и прекрасная женская интуиция. Что касается конкретного бизнеса, например, такого как у нас, то и тут сплошные преимущества — понимание клиента «изнутри», со стороны мамы, понимание ребенка и его потребностей, на протяжении 10 лет это не раз помогало.
Я бы посоветовала начинающим предпринимательницам не бояться. Все обязательно получится. Самое главное — уделяйте время себе. Семье, бизнесу и обязательно себе.
• Юлия Колбасова, эксперт в британском образовании и воспитании наследников, основатель Almanax Education, г. Лондон
Насыщенность культуры молниеносных результатов, причем во всех сферах, невероятно обязывает и давит. К счастью, когда я 5 лет назад начинала свой предпринимательский путь, такого изобилия информации не было: как не было и необходимости в публичном отчете об этих результатах. На мой взгляд, для женщин это дополнительная нагрузка, учитывая, что на них чаще всего лежит ответственность за детей и устройство семейного быта.
Когда дочь еще была маленькая, я работала с психотерапевтом, чтобы убрать деструктивные установки — чувство вины, чувство долженствования, синдром плохой матери и прочие разрушающие блоки. Мне это очень помогло попрощаться с образом мамы-героя, и сейчас мне намного легче совмещать работу и воспитание дочери.
Я убеждена, что женский бизнес более органично выстраивается, если он созвучен женской природе: умению адаптироваться, умению внимательно слушать, умению объединять людей вокруг себя, мотивировать и созидать. В моем бизнесе я созвучна и своему личностному началу и женскому — моя компания устраивает детей из русскоязычных семей в престижные британские школы-пансионы. И здесь очень важны высокие коммуникативные навыки, умение решать разные задачи и, самое главное, быть точкой опоры для наших клиентов. В то же время, необходимо проявлять и свою мужскую составляющую: умение ставить цели, добиваться результатов, масштабно мечтать и смело идти с этим в мир.
Очень важно осознавать свои преимущества. И помнить, что наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Формула жизни, в которой ты опираешься на свои сильные стороны — дает уверенность и вектор движения вперед.