Что такое Прослеживаемость до рождения?
Back to birth traceability (или BtB) необходима для определения правильного срока службы компонентов. Несмотря на то, что это звучит просто, во многих случаях создание трассировки BtB может быть довольно сложной задачей, и многие люди борются с очень четким пониманием того, что такое трассировка назад к рождению, как она устанавливается, документируется и показывается авиационным властям или лизингодателям воздушных судов. В этой статье я дам краткий обзор того, что такое BtB на самом деле и как он выводится из исторической документации.
Когда требуется Back to Birth Traceability?
Короче говоря, в случае life limited components (LLP) необходима прослеживаемость вплоть до рождения, чтобы гарантировать (и доказать, если это необходимо), что данный компонент еще не достиг своего срока службы и все еще пригоден к эксплуатации. На современных самолетах не так много LLP, так как общая тенденция заключается в том, чтобы обеспечить техническое обслуживание по состоянию (on condition), а не (hard time or life limited). Тем не менее, практически во всех типах самолетов мы обнаружим ограниченные по сроку службы компоненты, особенно в шасси, двигателях, а иногда и в ВСУ.
Срок службы очень важен – невозможны никакие отклонения от установленных производителем сроков службы, и можно предположить, что компонент выйдет из строя, как только срок службы будет превышен. Учитывая, что все LLP-это действительно важные детали самолета или двигателя (например, вращающиеся диски компрессора или турбины), вы действительно не хотите, чтобы они превышали свои ограничения по сроку службы.
На протяжении всего срока службы самолета эти узлы (двигатели, шасси) заменяются несколько раз. Кроме того, во время капитального ремонта их компоненты также заменяются. В связи с тем, что LLP часто стоят очень дорого, нередко бывает так, что поврежденный компонент LLP заменяется использованным, а не новым. Кроме того, капитальный ремонт или ремонт такого компонента может занять так много времени, что было бы неразумно ждать капитального ремонта двигателя или шасси, пока не закончится ремонт LLP компонента. В результате старый двигатель или старый комплект шасси, скорее всего, будет содержать несколько компонентов LLP, которые были взяты из другого блока, эксплуатировались на разных самолетах разными операторами и под разными юрисдикциями.
Как вы можете себе представить, оценка всей документации и установление истинной наработки компонента может быть утомительным занятием.
Рассмотрим процесс определения прослеживаемости до рождения.
Вариант - новый самолет
Определение BtB компонентов новых самолетов очень просто, но я начну с этого, чтобы сделать процесс и суть более ясными.
Когда заводской новый самолет будет доставлен своему первому эксплуатанту, он будет сопровождаться (среди прочих документов) экспортным сертификатом летной годности и перечнем комплектующих, установленных на самолет. Этот комплект документов подтверждает, что все компоненты, установленные на самолет на дату выпуска самолета, являются исправными и свежеизготовленными. Сертификаты выпуска (release certificate) компонентов, установленных на только что построенном воздушном судне, могут отсутствовать (особенно для шасси и двигателя - они обычно будут иметь release certificate от своего производителя, поскольку они производятся другой компанией, не той - которая производит самолет.
Лог буки (log books) двигателя и шасси содержат свои лог буки для каждого компонента с ограниченным сроком службы, входящего в состав основной сборки. log books обычно пусты, в них указывается только дата установки каждого LLP и количество циклов/ часов, накопленных им при установке (обычно ноль).
Таким образом, прослеживаемость возврата к рождению для компонента с ограниченным сроком службы, установленного на новом воздушном судне, будет содержать регистрационную карточку, сертификат выпуска основной сборки (двигателя или опоры шасси), список деталей, установленных на воздушном судне, показывающий, что основная сборка была установлена на производстве, и, наконец, экспортный сертификат летной годности воздушного судна.
Back to Birth Traceability During Operations
Прослеживаемость назад к рождению во время эксплуатации воздушного судна.
По мере эксплуатации самолета основные узлы, содержащие различные детали ограниченные по сроку службы, могут быть заменены. Во время таких событий LLP может быть заменено из-за повреждений или износа. Часто, чтобы снизить расходы, авиакомпании могут устанавливать использованные детали с ограниченным сроком службы, которые имеют достаточный оставшийся срок службы для удовлетворения эксплуатационных требований авиакомпании (например, достаточный срок службы до следующего запланированного shop-visit).
После нескольких лет такой эксплуатации мастер-сборка содержит лишь несколько деталей, или вообще ни одной из первоначально установленных на заводе. Скорее всего, это будет смесь различных деталей, некоторые из которых новые, некоторые от других самолетов в парке оператора, а некоторые от других операторов, приобретенных на свободном рынке. Документация, подтверждающая след от рождения, становится сложной и нуждается в тщательном анализе для полноты и точности.
Давайте представим себе сценарий, в котором заменяется часть двигателя. Оператор принимает решение о покупке подержанных комплектующих на рынке. Этот компонент использовался другим оператором на одном из их двигателей, который также перемещался между самолетами на протяжении всего срока службы.
Как мы можем установить фактический срок службы компонента?
Что нам нужно сделать, так это проследить каждое движение такого компонента от самого его производства. Мы можем начать с первого сертификата выпуска компонента, полученного свежим с завода. Это легко, если есть такой сертификат. Но, как я уже упоминал, если компонент изначально был установлен на двигатель (а не изготовлен в качестве запасной части), он не будет иметь отдельной формы EASA One или FAA 8130. Скорее, нам нужен сертификат выпуска этого двигателя и оригинальный список компонентов этого двигателя, чтобы подтвердить, что наша деталь действительно была установлена как “новая” на тот двигатель, с которого мы ее снимаем. Кроме того, нам нужно будет получить подтверждение того, что этот двигатель был установлен на данном самолете прямо с завода. Для этого нам потребуется экспортный сертификат летной годности этого самолета, а также перечень компонентов, первоначально установленных на нем. Как вы можете видеть, это уже довольно много документации только для того, чтобы подтвердить, когда и где был первоначально установлен LLP, который мы хотим купить.
После того, как BtB LLP было подтверждено, необходимо отслеживать все движения детали на протяжении всей ее жизни. Мы должны помнить, что цель всего этого “упражнения” состоит в том, чтобы отслеживать все циклы или часы полета, которые данный компонент совершил в течение своей жизни. Мы будем иметь дело с тремя категориями часов/циклов на протяжении всего нашего расчета – циклы, которые налетал самолет, в то время как двигатель был установлен на нем, циклы, которые двигатель налетал на разных самолетах, в то время как компонент был установлен на нем, и общие циклы самого компонента. Это может быть сложно, но именно поэтому у нас есть регистрационные карточки, о которых я упоминал ранее. Они сконструированы таким образом, чтобы было довольно легко записывать все движения компонента. Если предыдущий оператор выполнял свою работу правильно, он внесет все движения и соответствующие циклы в эти регистрационные карточки. Все, что нам сейчас нужно, - это проверить их согласованность и правильность.
И последнее, но не менее важное: нам необходимо будет получить заявления от предыдущих операторов, подтверждающие, что, находясь под их наблюдением, двигатель (или самолет, или шасси), на который был установлен данный компонент, не пострадал от каких-либо инцидентов или аварий. (об этом ниже)
Как всегда в авиации, никакая информация не имеет смысла без соответствующей документации, подтверждающей ее. Это особенно верно для трассировки BtB компонента LLP. Ниже вы найдете список необходимой документации с кратким объяснением, почему она вам понадобится.
Сертификация производителя
Все начинается с документов производителя. Ведь они определяют и показывают “рождение” компонента, с которого началась его “жизнь”. Существует несколько производственных документов, которые вам понадобятся, и они могут варьироваться от компонента к компоненту. Тем не менее, вот основные:
- Экспортный сертификат летной годности самолета вместе с перечнем соответствия всех установленных компонентов. Он показывает, что данный компонент был установлен на самолете сразу после изготовления и был новым на заводе в то время (или нет, в этом случае будет показано количество налетанных часов и циклов).
- Сертификат выпуска главной сборки (двигателя или шасси) (EASA Form One, FAA 8130 или эквивалент) вместе с перечнем комплектующих, установленных на производстве. Это показывает, что компонент был установлен на заводе на новую мастерскую сборку.
- Документация по снятию / установке от предыдущих операторов
Мы должны помнить, что цель всего процесса BTB состоит в том, чтобы точно определить количество циклов и/или часов, которые пролетел компонент LLP. Крайне важно иметь подтверждение установки и демонтажа для каждого экземпляра, в котором компонент, а также его основная сборка были сняты с самолета и установлены на другой. Важно, чтобы такая документация содержала точные даты, летные часы и летные циклы самолета и мастер-сборки (хотя иногда, имея достаточно информации, можно вычислить одно из другого).
Типичные документы включают в себя Task Card for Heavy maintenance или записи в TLB техническом журнале. В случае Heavy maintenance также необходимо иметь копию CRS данного чека, поскольку сама Task Card обычно не является CRS и не содержит информации о летных часах / циклах. Страница TLB, напротив, обычно содержит и то, и другое.
- Документация по техническому обслуживанию
Крайне важно иметь все shop visit reports, включая сертификаты выпуска, а также автономные сертификаты выпуска данного компонента, если он был отремонтирован или капитально отремонтирован в течение всего срока службы. Некоторая информация, которую вы получите таким образом, может быть излишней, но никогда не помешает иметь второй источник данных. Если все было рассчитано и записано правильно, то информация о часах и циклах в hop visit reports должна соответствовать данным, полученным от предыдущих операторов. Если совпадения не будет ... ну, это потребует дополнительных раскопок и, скорее всего, дополнительных объяснений от предыдущих операторов или из ремонтных мастерских.
Заявления от предыдущих операторов
BTB не будет полным без набора инструкций от предыдущих операторов. Есть два вида утверждений и две различные причины для них.
- Заявления, подтверждающие, что мастер-сборка и/или воздушное судно, на котором она была установлена, эксплуатировались данным эксплуатантом в течение заданного диапазона дат и в течение заданного количества часов и циклов. Это очень важно, так как – помимо информации о времени полета – мы должны быть уверены, что компонент всегда находился в контролируемой среде. Если между операторами есть разрыв и мы не знаем, что происходило с компонентом в течение этого времени, компонент следует считать неисправным.
- Так называемые неинцидентные заявления non-incident statements.
Эти заявления в основном необходимы для целей страхования. Они подтверждают, что, хотя компонент находился под наблюдением предыдущего оператора, он не участвовал в какой-либо аварии или серьезной аварии, не подвергался воздействию соленой воды или огня и т. Д. Это скорее формальное требование, но это хорошая вещь, особенно если самолет арендован и в конечном итоге будет возвращен.
Резюме
Процесс возврата к рождению очень сложен, и я понимаю, что эта статья не охватывает всех основ. Однако я надеюсь, что мне удалось дать вам представление о том, что такое BTB, почему это нужно делать и в чем заключаются основные трудности. Стоит отметить, что, как правило, это хорошая идея, чтобы пройти через этот процесс, прежде чем компонент будет приобретен. К сожалению, опыт показывает, что во многих случаях на момент покупки никогда не хватает времени для надлежащего анализа BTB, что иногда приводит к большой финансовой проблеме, если позже будет установлено, что один из необходимых документов отсутствует и срок службы компонента не может быть доказан без сомнения.