Найти тему
Арт-дневник

Лекарство от тревоги, перформанс, безделье: Распорядок дня художников. Часть 4

Оглавление

И снова продолжаю рассказ о распорядке дня художников из книги Мейсона Карри «Режим гения». Хотела я уложиться в три части, но материала набралось побольше, поэтому представляю заключительную четвертую часть (ссылка на статью о книге и предыдущие три части будут в конце).

Чарльз Монро Шульц, американский художник-карикатурист, автор серии комиксов Peanuts

Источник: ru.citaty.net
Источник: ru.citaty.net

Целых 50 лет Шульц посвятил рисованию своего комикса «Мелочь пузатая» про мальчика Чарли и его собаку Снупи. Всего вышло 17 897 выпусков! Он рисовал по шесть картинок каждый день, плюс целую страницу по воскресеньям.

В будни он вставал с первыми лучами солнца, принимал душ и будил детей. На завтрак его жена обычно готовила оладьи. В 8:20 Шульц отвозил детей в школу. А затем усаживался рисовать в своей мастерской позади дома, в котором жил. У него был своеобразный метод: сначала он рисовал карандашом какие-то одному ему понятные загогулины в свободной манере. Так он ждал появления идеи. И когда она приходила, принимался за работу в интенсивном темпе. Он работал быстро и сосредоточенно, чтобы успеть отразить на бумаге все задуманное, пока его не покинуло вдохновение.

Его обед обычно состоял из бутерброда с ветчиной и стакана молока. Обед он поглощал в мастерской. Работал до 16:00, в это время дети возвращались из школы. Он всю жизнь страдал от приступов тревожности, а такая размеренность помогала ему с ними справляться.

Мне было бы очень плохо, если бы я не рисовал комиксы. Если бы я не занимался чем-то в этом роде, я был бы совершенно пуст.

Работы Чарльза Шульца, листайте галерею:

Марина Абрамович, сербская художница, «бабушка перформанса»

Источник: style.rbc.ru
Источник: style.rbc.ru

Можно по-разному относиться у художественному перформансу (я лично не любитель), но уж если говорить о нем, то не обойтись без упоминания Марины Абрамович. За десятилетия выступлений в качестве художника-перформансиста она демонстрировала такие качества как дисциплина и самоотверженность. Например, она 12 дней жила в галерее без пищи, отмывала ужасные разлагающиеся коровьи кости и делала еще много чего малоприятного.

В личной моей жизни дисциплины не существует. У меня нет никаких ежедневных регулярных дел. Только если мне предстоит выступление, тогда я полностью, целиком сосредотачиваюсь на нем.

В 2010 году Абрамович должна была исполнить номер «Автор среди нас». Он предполагал, что художница будет сидеть неподвижно по семь часов в день (в пятницу десять часов) в течение трех месяцев. То есть всего должно было получиться 756 часов перформанса. Посетители музея могли сидеть напротив художницы столько, сколько захотят.

Готовиться к перформансу Абрамович начала за три месяца. Ей предстояло продержаться в течение дня без жидкости. Чтобы запасти в организме необходимое ее количество, она вставала ночью каждые 45 минут и пила немного воды.

Поначалу я чувствовала себя плохо, не хватало сна, однако потом научилась и могла уже пить воду, практически не просыпаясь.

Когда выставка началась, художница вставала в 6:30, принимала ванну. В 7:00 в последний раз пила воду. Завтракала чечевицей с рисом, пила черный чай. В 9:00 за ней приезжала машина. В 9:30 (за час до открытия) она уже была в музее, переодевалась и максимально освобождала мочевой пузырь. После этого она проводила черту на стене, отмечая предыдущий отработанный день, и 15 минут сидела в одиночестве, настраиваясь.

Когда музей заканчивал работу, Абрамович возвращалась домой, ужинала чечевицей, легким овощным супом и начинала пить воду. В 22:00 ложилась спать, но каждые 45 минут просыпалась, чтобы попить еще немного воды.

Когда художница загорается новой идеей, она полностью ей поглощена:

Это физическое ощущение. Где-то в животе. Я становлюсь одержимой и больше ни о чем не могу думать.

Когда идея находит воплощение, художница может отдыхать годами — до появления новой. В эти периоды она работает в мастерской и занимается повседневными делами.

Обычная жизнь ничего не меняет, — говорит она. — Но перформанс преображает меня полностью, потому что там я ставлю себе такие сложные задачи, каких никогда не пытаюсь осуществить в обычной жизни.

Фотографии перформансов показывать не буду!

Герхард Рихтер, немецкий живописец

Источник: style.rbc.ru /  © OBERT MICHAEL/ULLSTEIN BILD VIA GETTY IMAGES
Источник: style.rbc.ru / © OBERT MICHAEL/ULLSTEIN BILD VIA GETTY IMAGES

Рихтер встает в 6:15 и готовит завтрак для всей семьи. В 7:20 отвозит дочь в школу. К 8:00 он возвращается в мастерскую, расположенную во дворе дома, и запирается в ней до 13:00.

В 13:00 он обедает: йогурт, помидоры, хлеб, оливковое масло, ромашковый чай. После этого художник возвращается к работе в мастерской до вечера.

Я прихожу в студию каждый день, но не каждый день рисую. Мне нравится играть с архитектурными моделями. Нравится строить планы. Я мог бы всю жизнь провести расставляя вещи по местам. Недели проходят, а я все не берусь за кисть, пока наконец уже не могу этого более выдержать. Я сыт по горло бездельем. Не очень хочется говорить об этом, чересчур внимательно присматриваться к себе, однако думается, что я сам себе создаю такие маленькие кризисы — это мой тайный способ подтолкнуть себя. Опасно сидеть и дожидаться, пока в голову придет хорошая мысль. Нужно самому ее искать.

Работы Герхарда Рихтера, листайте галерею:

Майра Калман, американская художница и иллюстратор

Источник: nymag.com / GETTY IMAGES
Источник: nymag.com / GETTY IMAGES

Художница просыпается около 6:00, заправляет постель и... читает некрологи. Затем идет гулять с подругой. Возвращается домой к завтраку. Но иногда отправляется сразу в мастерскую, расположенную в том же доме, что и ее квартира.

Здесь нет ни телефона, ни электронной почты, ни еды, ничего, что могло бы меня отвлечь. Ничего, кроме работы и музыки, а еще зеленая кушетка, если захочется передохнуть. Во второй половине дня часто хочется.

Если одиночество надоедает, художница отправляется в кафе, едет на метро в музей или идет гулять в Центральный парк (она живет в Нью-Йорке).

Я тяну время, но в меру. Некоторые вещи помогают мне настроиться на работу. Например, уборка. Глажка тоже годится. Прогулка почти всегда вдохновляет. Поскольку работа главным образом связана с тем, что я вижу своими глазами, я до последнего момента вожусь с поиском и отбором образов, и я счастлива.

В мастерскую Калман может не заходить по несколько дней. Она никогда не задерживается в ней позже 18:00 и никогда не работает ночью.

Со стороны моя жизнь кажется такой спокойной. Все тревоги внутри, скрыты от глаз.

Работы Майры Калман, листайте галерею:

Как вам распорядки дня художников? Какой из них вам подошел бы больше?

Вот тут вы можете найти навигацию по полезным статьям моего канала.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал :)

Вам также могут быть интересны статьи: