Найти тему

Clubhouse: в чем угроза новой голосовой сети?

Оглавление
Photo by Dmitry Mashkin on Unsplash
Photo by Dmitry Mashkin on Unsplash

Сетевые шутники говорят, что понятие Clubhouse становится популярнее “коронавируса”, а значит — жить будем, прорвемся! В этой шутке есть изрядная доля правды: новая голосовая социальная сеть (на самом деле вовсе не новая, а созданная выпускниками Стэнфордского университета весной 2020 года), уже стала главным открытием 2021 года. По крайней мере, так утверждают некоторые сетевые аналитики и digital-деятели. Конечно, год еще только начался и выводы делать трудно: но еще в январе Clubhouse оценивался в миллиард долларов — что будет с сетью и ее стоимостью дальше, мы увидим ближе к концу года.

Clubhouse: явные и скрытые причины возникновения

Потребность в новых социальных сетях назревала давно. Дело тут не только в пандемии, вынудившей миллиарды человек самоизолироваться — а значит, особо остро тосковать по общению. Процессы дигитализации ускорились и для бизнесов, и для обычных людей — соцсети стали “отдушиной” и “альтернативной реальностью”, помогающей запертому в карантине человеку общаться с миром. Немалый вклад в этот процесс поиска новых соцсетей внесли американские выборы и стремление соцсетей-гигантов “дообновляться” до возникновения у пользователей тошноты — впрочем, недавно мы подробно излагали эти предпосылки и первые итоги тестирования Clubhouse в своем блоге на VC.ru, так что не будем повторяться.

Короче, однажды в Clubhouse заглянул Илон Маск — и как говорится, “все завертелось”.

Некоторые говорят, что если бы не он, то интерес к новой сети не был бы таким ослепительным. Но важно другое: Clubhouse дал людям что-то принципиально новое! И если бы там не было Маска, там мог бы появиться Ричард Бренсон или Дмитрий Рогозин. Чтобы вызвать интерес к Clubhouse, достаточно было любого небольшого толчка, и он случился.

-2

Принципы и плюсы Clubhouse

Clubhouse — это нетворкинг, вебинар в звуке, TED talks, подкаст, и даже Zoom или радио в одном флаконе: так говорят пользователи. Голосовые чаты здесь называются комнатами, и заходить в них можно, что называется, по интересам. Есть публичные (доступные всем желающим) и закрытые (по отдельному приглашению) комнаты. Суть общения: спикер выступает, остальные слушают и принимают участие в разговоре. Чтобы говорить, нужно “поднять руку”: хозяин чата-комнаты дает разрешение, и вы комментируете или задаете вопросы.

Почему пользователям нравится Clubhouse:

  1. Говорить и слушать — проще, чем писать и читать. И главное, конечно, голос и ощущение “общения в комнате” — это то, по чему мы соскучились в 2020 году.
  2. Ощущение “элитного клуба” поначалу было определяющим: попасть в него можно только приглашению, за которыми гоняется “вся прогрессивная” общественность. Это, безусловно, подогревает интерес к платформе. Кроме того, сейчас Clubhouse работает только на iOS, причем не ниже 13-й версии — что сразу отсекает владельцев “старых” айфонов (до iPhone 6 включительно) и “простаков” на Android. Но вспомните, ведь Instagram начинал примерно так же, но в итоге стал всеобщей социальной сетью. Поэтому, наверняка, ища монетизации, создатели Clubhouse ускорят разработку версий приложения, чтобы максимально быстро нарастить пользовательскую массу.
  3. Когда “тусовка по интересам” сложилась удачно, и спикеры интересные, возникает хороший продуктивный нетворкинг. Кроме того, именно за неформальным, живым общением с легендами разных рынков люди и идут в Clubhouse: где еще запросто можно “без галстуков” послушать Олега Тинькова, Илью Варламова или того же Илона Маска? Многие даже задались вопросом: а что будет с рынком ивентов? Куда теперь пойдут работать специалисты по организации конференций и интенсивов с Тони Роббинсом и прочими? (спойлер: пока для таких радикальных выводов все-таки нет оснований)
  4. Ориентация в сети довольно проста и напоминает Telegram: одно приложение предназначено для разных активностей. А для получения доступа к интересным именно вам темам, достаточно ввести в bio свои интересы и увлечения. Этой простотой новая сеть напоминает пользователям Tinder.
  5. Для тех, кто хочет быстро продвинуться и стать известным, сейчас — золотое время, ведь, как в любой молодой сети, в Clubhouse можно быстро набрать подписчиков. Создатель “Русского маркетинга” Семен Ефимов пишет: “20 дней мне понадобилось на то, чтобы преодолеть отметку в 40 тысяч подписчиков. Ни в одной другой соцсети я не достигал таких цифр за столь короткий срок: в ВК на это ушло около 3-4 лет, в Telegram 2 года, в Instagram до сих пор нет и 20 тысяч.” И это понятно: все новички в сети ищут либо знакомые им по другим площадкам лица и проекты, либо подписываются на всех подряд (просто потому, что сеть пока не велика и не заполнена).
  6. Не за горами монетизация, который выгодна и самой сети, и пользователям, и блогерам. Первыми стали зарабатывать на этом модераторы: крупные компании, банки и тот же “Яндекс” уже практикуют приглашение крутых известных продюсеров, модераторов и подкастеров для ведения своих эфиров. Причем, как поодиночке, так и группами: ведь важно привлечь как можно больше слушателей (в том числе за счет известных модераторов). В целом, по мнению экспертов, в течение примерно полугода стратегии монетизации и размещения рекламы в Clubhouse сформируются окончательно.
-3

Недостатки и перспективы Clubhouse

Скептики относятся к новой соцсети как к очередной забавной игрушке, которую придумали гики — поиграют несколько месяцев, да и бросят. Вот, мол, и число скачиваний приложения пошло вниз . В целом, некоторые претензии оправданы:

1. Контент не структурирован. Когда входишь в комнату, где много участников, то можешь попасть в середину разговора и не сразу понять, о чем тут говорят. Поэтому некоторые упрекают Clubhouse в том, что это не нетворкинг, а радио, которое ты включаешь посреди идущего эфира.

2. Нет записи и ничего нельзя найти и сохранить. Вы хотите переслушать знаменитые речи Маска или интервью Сергея Гуриева? А вот и не получится.

3. Это не Elevator pitch и не “ печа-куча ”. К сожалению, некоторые ораторы не умеют подавать контент четко и структурировано. Словно наслаждаясь собственным голосом, они так долго и медленно подходят к сути, что слушатели засыпают и покрываются мхом. Сюда же относится проблема неумения управлять голосом — неумеренная артикуляция, “мэканье”, наличие слов-паразитов: порой те, кого было приятно читать, совершенно разочаровывают аудиторию как спикеры.

4. Сеть оказалась не очень защищенной. Несколько дней назад часть разговоров пользователей в сети “утекла” на сторонний ресурс. Такое начало не очень хорошо: оно наводит на мысль о “сырости” самой сети и некорректном восприятии ее пользователями (они думают, что, находясь в приватных комнатах, совершенно защищены от прослушивания, но это не так).

Однако, стоит помнить, что Clubhouse — сеть очень молодая (поэтому откат в числе скачиваний тоже естественен) и для того, чтобы все недостатки нивелировать, ей нужно и время, и ресурс — в том числе, пользовательский. Только реальный пользовательский опыт помогает понять: что нужно улучшить в работе. Само появление новой соцсети открывает новые возможности. Кто-то должен “ставить голоса” спикерам, кто-то — учить риторике или сторителлингу. В общем, похоже, нас ждет появление новой ниши обучения — медиатренинги по Clubhouse.

Такая “голосовая соцсеть” на самом деле не нова — еще в прошлом году некоторые деятели пытались построить подобную сеть. Например, миллиардер и создатель Mamba и Badoo Андреев — а тот же Telegram еще с прошлого ноября анонсирует создание голосовых чатов на тысячи собеседников. Можно просто сказать, что благодаря Илону Маску, у Clubhouse круче промо.

Зачем Clubhouse бизнесу

-4

Для бизнеса здесь немало полезного — если попробовать структурировать направления “полезности”, то их пока получится 5:

  1. Мероприятие со звездой: формат коллективного интервью, где напрямую можно пообщаться с тем, кто в вашем бизнесе “номер 1” или интересен вам как эксперт в какой-либо теме — здесь это удобнее, чем в Youtube-стриме.
  2. Звезда as is. Т.к. сами “комнаты” живут по 2-3 часа, а затем исчезают, важно подписываться на конкретных спикеров, чтобы иметь возможность следить за их активностями и грядущими дискуссиями.
  3. Дискуссии по интересным бизнесам темам: сейчас в Clubhouse, как нигде, много открытых дискуссий по самым “горячим” темам, начиная от футурологии и проблематики ИИ и заканчивая трендами digital-маркетинга. Опять же, можно прямо общаться по волнующим темам с экспертами — знакомиться “в одно рукопожатие” с новыми для вас и вашего бизнеса специалистами.
  4. Тематика фандрайзинга и питчинга: пока это все носит развлекательный характер, но существует немало комнат, где инвесторы и стартапы могут встречаться, общаться, и где проводятся питчинги проектов.
  5. Коммьюнити и корпоративные комнаты. Пока больших сообществ, которые бы регулярно открывали комнаты по разным бизнес-темам, немного. Но с учетом бурного роста соцсети, ясно, что скоро в Clubhouse сформируются коммьюнити по разным бизнесам и интересам. Корпоративные комнаты уже проводятся — будь то дискуссии под эгидой МТС, ВТБ, Газпром Медиа или того же “Яндекса”: и этот формат тоже будет развиваться и пользоваться успехом у бизнесов как инструмент для коллабораций или для получения feedback от клиентов.

Наверняка скоро появятся и новые возможности или решения Clubhouse для бизнеса — сеть, по сути, еще только строится. Но уже имеющиеся варианты куда как неплохи.

Вместо выводов

Еще год назад немало экспертов потешалось над TikTok и говорило что эта сеть, ориентированная на школьников, скоро умрет. Ничего подобного не случилось, а даже наоборот: монетизация реализуется, сеть расширяется и аудитория ее растет в разных демо- и географически направлениях. Поэтому, не стоит делать быстрые выводы относительно Clubhouse — надо эту платформу рассматривать в динамике. Пока можно сказать, что сеть подойдет просветительским и деловым проектам: главное, чтобы бизнесы умели объяснять ценность своего продукта через аудиоформат.