Найти тему

Как найти работу продактом?

Итак, вы посмотрели доступные в сети видео от прекрасных школ, побывали на мастер классах и разговариваете в чатах продакт менеджеров почти на одном с ними языке. Теперь вы точно готовы претендовать на ведущую роль в компании и создавать для них продукты. Но как туда попасть? Здесь я расскажу о том, как повысить свои шансы встать в один ряд с людьми, которые всё вокруг меняют и автоматически считают средний чек, клиентский поток и прикидывают unit экономику на каждом шагу.

Лучший способ стать продактом - создать продукт, проверить его, утопиться в слезах, переделать (и так несколько раз), а потом вывести на рынок. Но этот путь не для всех, и вкупе с ним вас ждёт куча операционки и людей. Но именно так строится бизнес. Путь попроще - продать свои навыки и умения тому, кому это нужно в каждый момент времени. Да, продакт должен уметь продавать себя, свои идеи и показывать ценность - рынку, акционерам, руководству. Тут лучший способ “натянуть” фреймворк Value Proposition Canvas на сам процесс поиска работы, т.е. постоянно действуя из вопроса “какую конкретно пользу я смогу принести будущему работодателю”?

В чём ваша конкретно Value? О чём вакансия? Как вы принесете пользу? Что нужно делать сразу как заступишь на вакансию. Здесь можно проанализировать вакансию: что делать прямо сейчас (релевантный текущий опыт), чему надо будет быстро научится. Если у вас по релевантному опыту есть что сказать и показать больше чем на > 50%, имеет смысл откликаться на такую вакансию. Примерьте на себя роль менеджера конкретного продукта - опишите что будете делать, как будете решать конкретную проблему. Идеально, если вы сталкиваетесь с ней как потребитель и можете показать, что она [проблема] действует на бизнес и метрики. (Да, теперь только так: есть мнение - аргументируй и предлагай).

Тут важно отметить, что поиск продакта в компаниях это часто поиск сферического коня в вакууме, которого (за исключением компаний с сильной продуктовой культурой) ещё не всегда понятно куда применить, поэтому учитывайте что требования у работодателей разделяются на обязательные и желательные.

Возвращаясь к фреймоворку важно составить ценностное предложение для конкретного работодателя: писать, что вы можете пересобирать продукт, или выводить продукт на рынок, или настраивать процессы - в общем делать то, что компании нужно. Потому, что вы как продакт должны понимать что ей нужно и уметь аргументировано это показать.

Исходя из того, что большинству работодателей сейчас нужны сотрудники (особенно продакты), которые готовы наносить пользу уже сейчас важно показать, что у вас есть релевантный опыт. Как это можно сделать: расскажите что вы делали продуктового на предыдущих местах работы, с какими цифрами работали, как они изменились в процессе вашей деятельности. Можно говорить об опыте в интересной для вас сфере - о вашем хобби, в котором вы отлично разбираетесь, или об опыте и знаниях о продукте/аудитории, которые вы получили во время учебы.

Что ещё поможет в поиске работы? Конечно нетворкинг - активно знакомьтесь не только с продактами, но и с людьми, которые занимаются понравившейся вам сфере, узнавайте о внутреннем устройстве, экономике, пути клиентов в тех видах бизнеса, которые вам приглянулись. Также помогает сделать чекап своих навыков: что сейчас в цене, на какие умения спрос больше, а на какие - не такой сильный.

Сделайте список компаний и продуктов, которые вам нравятся и куда вы хотите попасть и начните писать в них. Только не идите с начала списка идите с конца - это позволит вам научиться проходить интервью, делать качественные тестовые и быстро понимать контекст - чтобы подойдя к вершине списка вы были во всеоружии.

Как приобрести опыт работы продактом? Пересмотрите свой профессиональный опыт с точки зрения управления продуктом. Мыслите категорией метрик! Подайтесь на стажировки в известные компании. Идите работать, в конце концов! В управление проектами и бизнес-аналитику и оттуда начинайте выполнять функции продакта. На текущем месте работы просите продуктовые задачи или приходите с их решением к руководству. Вызывайтесь помогать за кейс и опыт стартапам и молодым компаниям (фабрики стартапов). Основатель не может мыслить в отрыве от продукта - помогайте ему снять рутину.

Учитесь питчить свои достижения, защищать результаты тестового задания. Изучайте продукт и платформу. Ищите контактов с людьми, которые делают этот продукт и узнавайте что сейчас нужно и какие вопросы у них стоят.

Запаситесь терпением и не сдавайтесь!

Успехов и удачи!