Предприятие "Алисс-Чалмерс" возникло в 1901 г. в результате слияния двух фирм производящих металлорежущие станки и паровые двигатели. В результате ассортимент выпускаемой продукции резко вырос, начался выпуск электродвигателей, турбин и горнопромышленного оборудования, а спустя несколько лет и двигатели внутреннего сгорания.
В 1913 г. новое руководство задумалось о дальнейшем расширении производства и уже в 1914 г. был построен первый образец трехколесного трактора 10/18 с двухцилиндровым керосиновым двигателем.
В 1915 г. был начат выпуск полугусеничных грузовиков Б6 грузоподъемностью 5 тонн, имевших 68-сильный двигатель и 4-ступенчатую коробку передач. Вместо заднего моста имелся гусеничный движитель на балансирной подвеске. Помимо перевозки грузов по бездорожью он предназначался таже для буксировки плугов и другого сельскохозяйственного оборудования. Но чересчур дорогая техника не заинтересовала американских фермеров, после чего ее стали продвигать в качестве тягача для артиллерийских орудий. Это сработало и в начале 1916 г. десять машин были закуплены Русской императорской армией.
В Русской армии полугусеничные грузовики планировали использовать в качестве буксировщика тяжелых артиллерийских орудий и одновременной перевозки артиллерийских снарядов. Перед поступлением в действующую армию полугусеничный грузовик испытывался в Офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме, недалеко от Петрограда.
В ПМВ в Русская армия использовала небольшое количество тяжелых пушечно-пулеметных бронеавтомобилей "Гарфорд-Путилов", обладавших довольно плохой проходимостью. Полковник артиллерии Н. А. Гулькевич предложил на базе полугусеничного грузовика построить бронемашину обладавшую повышенной проходимостью по пересеченной местности и не уступавшей по вооружению тяжелому колесному броневику "Гарфорд-Путилов".
Детальный проект Н. А Гулькевич представил в Комиссию по броневым автомобилям ГВТУ в марте 1916 г. Построенный на базе полугусеничного грузовика броневик имел броню толщиной 6.5 мм. В средней части машины имелась броневая рубка с башней на два пулемета "Максим". В задней части машины был оборудован второй водительский пост и установлена противоштурмовая 76 мм пушка образца 1910 г. Полный вес машины с экипажем из 7 человек составлял 12 тонн. Скорость по шоссе превысила 15 км/ч.
Первый броневик, названный "Илья Муромец" был построен в ноябре 1916 г. Итоги испытаний проведенных под Петроградом полностью удовлетворили военных и был выдан заказ на второй полугусеничный броневик. Построенная в марте 1917 г. машина получила имя "Ахтырец" и вместе с "Ильей Муромцем" начала готовится к отправке на фронт. В январе 1917 г, через посредничество англичан, был оформлен заказ на закупку в США 95 полугусеничных грузовиков "Аллис-Чалмерс" которые должны были использованы в производстве новых бронемашин.
После Февральской революции Временное правительство оставило "Илью Муромца" и "Ахтырца" в Петрограде для охраны Зимнего дворца. После Великой Октябрьской революции "Илья Муромец" был переименован в "Красный Петроград" и отправлен на защиту Смольного. "Ахтырец" был отправлен в Москву, где участвовал в уличных боях против восставших юнкеров. Впоследствии "Ахтырец" воевал на Восточном фронте Гражданской войны. Обе машины были списаны в 1922 г. по причине полного износа и отсутствия запасных частей.
Фотографии взяты из открытых источников. Статус фотографий общественное достояние.
Спасибо за внимание. До встречи.