Найти тему
Вечный студент

Разрушитель устоев Джованни Батиста Тьеполо


17-18 века далеко ушли в прошлое. Слились, смешались в некое антикварное время необъятных платьев и причесок, мифологических сюжетов, старинных зданий, так не похожих на теперешние коробки.

А если два разных художественных направления развивались почти одновременно, то попробуй разберись, почему Н. Пуссен, К.Лоррен, Ш.Лебрен — это классицизм. А Джованни Батиста Тьеполо — это барокко.

В архитектуре эти различия двух направлений гораздо ярче. Стоит поставить рядом легкие, стройные, гармоничные творения К.Росси и пышные, перегруженные вычурными деталями, дворцы К.Растрелли.

Но в живописи эти различия выглядят совсем иначе. А в литературе и музыке и подавно!

По какому же принципу мы разделяем эти два направления? Есть попытки соотнести их по государственно-политическим различиям. Классицизм, мол, вырос на французской почве, а барокко чисто итальянское изобретение. Но и то, и другое направление оказались в Европе настолько популярны и живучи, что были восприняты всеми.

Разница в философской основе. И то, и другое направление выросло из философских прозрений Ренессанса. Но классицизм развился в строгую упорядоченность, которая так была нужна абсолютной монархии. Есть высший священный закон, и представитель этого закона на земле — король! А дальше та любимая нами пирамида, в которой всяк занимает отведенную ему нишу. А шаг влево- шаг вправо грозит всякими бедами. Можно стать посмешищем, как в комедиях Мольера. Можно погибнуть, как в трагедиях Корнеля и Расина. А все почему? Потому что прекрасная и благополучная человеческая жизнь строится только на добросовестном исполнении законов.

Поэтому главная задача — обеспечить человека законами на все случаи жизни. Есть закон о том, что и как должно быть изображено на картинах художников. Есть строгий норматив для написания комедий и трагедий.

Само слово «барокко» очень трудно для понимания и перевода. Так называли и жемчужину неправильной формы, и вообще все, что кажется странным, нестандартным, непонятным. Для деятелей искусства классицизма все, что выбивалось из требований норматива, было «барокко». Но как же хочется каждому нормальному человеку быть самим собой, без установленных кем-то правил.

Барокко нарушало все нормы и законы во имя уважения к личности и, по существу, было ближе к идеям Ренессанса, чем классицизм.

Удивительные вещи создавал венецианский художник Джованни Батиста Тьеполо! Но в его картины и фрески нужно вглядываться.

Читать далее
http://olgaveiga.ru/tyepolo/