Рано или поздно, но каждый автомобилист сталкивается с помутнением фар. Данный процесс почти неотвратим и может очень осложнить управление автомобилем, особенно в вечернее время. Это может происходить по многим причинам. Для начала давайте разберемся, какие возможные причины этого.
Самое банальное - фары не отрегулированы и светят не в том направлении, что нужно. Часто даже бывает, что владелец автомобиля не подозревает о такой проблеме.
Например, на стоянке кто-то неаккуратно разворачивался и толкнул ваш автомобиль в бампер. Если бампер пластиковый, то после деформации он вернул свою форму, и внешне никаких повреждений не осталось. Но панель, на которой смонтирована фара, могла слегка согнуться. В результате этого направление света от фары сместился. Проверить это можно с помощью прибора или даже «на глаз», подъехав к стене в темное время.
Если в фарах установлены обычные галогеновые лампы, то они могут плохо светить из-за недостаточной напряжение.
Причиной может быть плохой контакт в электрических соединениях или плохой работе генератора. Номинальный световой поток автомобильные лампы отдают при напряжении 14,0 вольт, несмотря на известные всем автомобильные 12 вольт. Нормой для напряжения бортовой сети автомобиля есть напряжение 13,8 - 14,2 вольт, а на контактах включенной лампы напряжение не должно отличаться в меньшую сторону более чем на 0,2 - 0,3 вольт. Или для исправного генератора должно быть не менее 13,5 вольт при оборотах двигателя более 2000 об / мин. Если меньше, то необходимо искать повреждения контакта.
Многие автомобилисты, не разобравшись в причине проблемы, устанавливают более мощные лампы. Это может ухудшить ситуацию, место плохого контакта будет разогреваться, может оплавиться или даже загореться от повышенного тока.
Фара эксплуатировалась без герметичной крышки и внутрь попала влага, пыль.
Фара эксплуатировалась без герметичной крышки и внутрь попала влага, пыль.
Частицы пыли, грязи, капли воды не только образуют микротрещины, но и могут вызвать сколы алюминиевой амальгамы, покрывающей отражатель. Также они часть светового потока поглощают, а другую часть - рассеивают в разные боки. В таком случае «лечить» фару нет смысла, единственный выход - это замена на новую.
Помутнение стекла фары.
Это, пожалуй, самая распространенная на сегодня причина тусклости света от фар, поэтому остановимся на ней подробнее.
В процессе эксплуатации стекло фары постепенно мутнеет. Внешняя поверхность стекла фары постоянно контактирует с песком, грязью, которые оставляют на поверхности неровности и трещины. Эти дефекты выполняют роль призм и линз, фокусирующих и рассеют свет в разные стороны, но не на дорогу. Похожее явление мы наблюдаем, когда ночью смотрим сквозь лобовое стекло старого автомобиля.
Итак, что делать со стеклом фары, если оно на вид непрозрачное?
Во-первых, обратить внимание на материал стекла фар. Они бывают из обычного силикатного стекла и из прозрачного поликарбоната. Стеклянные фары устанавливали раньше на старых автомобилях, и в некоторых из них стекло можно заменять.
Другая ситуация с автомобилями, выпущенными не более 8 - 10 лет назад. Примерно в это время (в США ранее) практически все автопроизводители перестали применять обычное стекло и заменили его прозрачным поликарбонатом.
Сравнивая физические параметры стекла и поликарбоната, только в одной характеристике последний откровенно хуже стекло. Стекло - это один из самых твердых материалов на земле. Оно уступает по твердости только алмазу, некоторым твердым камням и некоторым видам керамики. Тому стеклянные фары течение долгих лет остаются прозрачными, медленно сдавая свои позиции.
А что же поликарбонат? Он, как и все пластмассы, мягкий. Поэтому легко царапается всем тем, что лежит на дороге, особенно родственником стекла - песком.
Конечно, конструкторы нашли способ продлить жизнь фарам. Стекло из поликарбоната имеет защитное твердое покрытие, похожее на лак, нанесенный на кузов автомобиля поверх краски. Оно должно защищать поликарбонат от износа, но в реальности не все так радужно. Такие покрытия рассчитаны на чистые европейские дороги, а не на наши, так называемые «автомагистрали».
Так что же делать, чтобы фары не тускнели?
Ставить более мощные лампы - не выход. Менять? Фары современных автомобилей напичканы всякими усовершенствованиями и даже исполнительными механизмами с электроникой. Цена некоторых достигает нескольких тысяч евро.
Рецепт вообще-то известен. Периодически полировать. Снимая с верхний слой укрепленного покрытия на толщину мелких неровностей, мы в значительной степени восстанавливает оптические свойства стекла. Но! Как и в любом деле, здесь есть свои тонкости.
Основная тонкость (простите за тавтологию) - тонкий слой лака. Если полировать не той насадкой или пастой, или переусердствовать, то покрытие протрется насквозь к мягкой сердцевины. Если фара полируется уже не первый раз и лак местами оказывается совсем зашлифованным, то на грани лака свет будет рассеиваться, а обнаженный поликарбонат сносится в десятки раз быстрее.
Фару выбрасывать? Пожалуй, можно еще продлить ей жизнь. Во-первых, придется уже другими материалами снять остатки фабричного лака. Затем заполировать новым лаком, сделав однородную поверхность. Можно оставить ее доживать свой век без защитного покрытия, как в большинстве случаев это бывает, но лучше нанести новый слой лака на вновь подготовленную поверхность.
В странах северной Африки, особенно в богатых странах Аравийского полуострова, где ветер гонит на дороги из пустыни цели песчаные облака, многие автовладельцы закрывают прозрачной пленкой части кузова своих автомобилей. Это капот, передние крылья, пороги. Иногда еще задние крылья и низ дверей. И обязательно фары.
Этот тип защитного покрытия фар мы рекомендуем и для наших условий эксплуатации. Причем, для фар как после полировки, так и для абсолютно новых фар. Это другая, дополнительная степень защиты, имеет свои тонкости.
И снова, тонкость самой пленки - один из основных параметров, влияющих на защитные свойства. Тонкие 100-микронные дешевые пленки, применяемые везде, для защиты фар не подходят. Не подходят и твердые пленки из всех видов винила. Дело в том, что защитные свойства пленки определяются ее способностью гасить энергию удара песчинки, оставаясь неповрежденной.
Поэтому пленка не должна быть слишком тонкой, чтобы иметь возможность пружинить по толщине. И должна моментально восстанавливать свою форму на уровне микрорельефа, чтобы не оставались на поверхности царапины и, как следствие, помутнение.
То есть, чем больше похожа на резину пленка, тем эффективнее она работает. Интуитивно понятно, что толщина в таком случае определяет максимальную силу удара.
Для хрупких стеклянных фар применяют толстые пленки толщиной до миллиметра, а для поликарбоната вполне достаточно пленок толщиной 200 - 400 микрон с алифатического полиуретана.
Этот совсем не дешевый материал лучше соответствует предъявляемым требованиям:
- Во-первых, он очень упругой, может растягиваться в 4 раза без остаточной деформации.
- Во-вторых, он прочен и поцарапать или проткнуть его поверхность даже острым предметом сложно.
- В-третьих, полиуретан абсолютно прозрачен для всего спектра видимого света, включая ультрафиолет.
- В-четвертых, он не желтеет как от ультрафиолета, так и от ксеноновых ламп.
- В-пятых, имеет прекрасную свойство восстанавливать поврежденную поверхность при нагревании ее феном.
А также пленку можно легко заменить в случае необходимости. Если фары защитить таким образом сразу после покупки автомобиля, то автоматически отпадает необходимость их периодически полировать.