Возраст детства (возраст школьника) есть нечто самоценное и самостоящее в себе самом, не определяемое ничем внешним, и даже всей жизнью человека (каковая в своей полноте и цельности реалия трудно определяемая). Детство есть метафизика будущей жизни человека. В нем, детстве, как на ладони открывается весь человек в его возможности и в его реальном будущем бытии. Почему так? Потому как детство есть начало всего и вся для человека. В начале (некоего; в данном случае жизненного пути человека) всегда явлено все то, что будет развернуто в последующем (мысль, не однажды представленная в философских и научных текстах; ср., к примеру, утверждение П. Тейяра де Шардена).
Детство есть отчетливый эскиз (контур) сокровенного в человеке, его метафизической сущности, его духовности. В детстве человек открывает свое видение мира, именно открывает , а не творит, и открывает не то или иное важное для себя в себе самом, а срединное во всем важном для себя, его (важного) основу, его онтологию, антропологию, аксио-гносеологию и психологию (в современной психолингвистике эта реалия трактуется как образ мира, картина бытия и т.д.), открывает метафизическое в себе, то, что связывает его со всем мирозданием и что в последующей жизни будет определять его поведение и притязания.
В детстве, иными словами, человек открывает себя самого в своей полноте и целостности.
Детство есть встреча с самим собою, с тем, чей образ еще не замутнен теми или иными социальными воздействиями. В подтверждение изложенного укажем на суждение К.Г. Юнга о явлении феномена личности на самых ранних этапах взросления индивида (Юнг пишет об эскизе личности). Ранее положение об изначальности духовности человека (существовании ее до рождения человека) сформулировал Платон.
Детство (юность) – и это важно в педагогике – осознает свою природу (свою метафизичность и самоценность). Оно в лице юношества блаженно -радостно и торжественно справляет пир своего присутствия в мире. Оно противится внешнему и восторгается своим внутренним.
Детство (юность) ждет от взрослых людей внимания к себе, ждет приятия себя как себе – и никому иному – не принадлежащему.
Детство (юность) есть явление подлинного человека (стилистика Платона) ему самому и окружающему. Неосторожно прикасаться к эскизу этого подлинного, вносить в него чуждые для него контуры и краски непозволительно и бездумно . Сформулированное дает основание категорично отрицать положение о детстве как подготовке к жизни. Нельзя готовить к жизни то, что и есть сама жизнь в ее возможных движениях и развертываниях. Можно и надо ожидать в воспитательном воздействии в указанный период оформления (развертывания) намеченного в духовности (личности) маленького человека.
Главный ориентир педагогического воздействия на человека в детстве – невмешательство в процесс развития человеческого (идея, восходящая к Л.Н. Толстому). Речь идет о невмешательстве как следовании естественно возникающим в психике индивида интенциям (движениям) и вопрошаниям в процессе ознакомления его (индивида) со всем многообразием созданного людьми в сфере культуры в их историческом развитии, тем интенциям и вопрошаниям, в каковых явлена духовная изначальность индивида .
Детство – данность, каковую не надо менять и каковую следует слушать и следовать ей. Все так. Но истина и в том, что за детством сразу, вдруг приходит взрослая жизнь. И к ней (человеку) надо быть готовым. Потому правы и те ученые, кто детство трактуют как время подготовки к взрослой жизни. В какой мере детство должно стать и подготовкой к взрослой жизни – в этом одна из давних проблем педагогической науки.
Ориентир решения обозначенной проблемы очерчен историей отечественной педагогической мысли. В качестве такового последняя в лице Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева, В.В. Розанова, Д.И. Менделеева и других, а также ученых советской школы видела и видит общее развитие маленького человека. Общее развитие личности как поддержание развертывания свойственных ей предрасположенностей и способностей в сфере интеллектуальной, эмоционально-ценностной и поведенческо-волевой служит предпосылкой для успешного освоения любой профессии и любого вида общественно-полезной деятельности.
Общее развитие ученика и есть мера возможного деятельного (вмешивающего) воздействия на его личность в воспитании. Та специализация (профилизация и пр.) допустима в детстве, каковая не затрагивает общего развития личности. Эта максима выстрадана отечественной педагогической мыслью.
Итак, школа, ища сбережения духовности ученика, а также стремясь подготовить его к жизни в условиях конкретного социума, должна, с одной стороны, всемерно способствовать естеству развития духовности ученика (учитывать ее изначальность в приведенной выше трактовке), а с другой – поддерживать его, ученика, общее развитие как условие будущей возможной специализации.
Современная школа, в нашем прочтении, негативно воздействует на духовность ученика. Негативность ее воздействия выражается во вмешательстве в духовное развитие личности индивида и в резкой специализации предоставляемого ею содержания образования.
(продолжение следует)
Отрывок из статьи П.А. Гагаева "О пагубном воздействии современной школы на человека".
Об авторе. Гагаев Павел Александрович, доктор педагогических наук, Почётный работник высшего образования РФ, стаж педагогической деятельности - более 40 лет.
Купить книгу П.А. Гагаева "Новая школа: введение в идеалистическую методологию педагогики". Авторы - А.А. и П.А. Гагаевы, М.: А-проджект, 2020
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте
Контент создан издательством «А-проджект». При использовании ссылка на первоисточник обязательна.