В этой статье мы расскажем о фото-первопроходце, который лично фотографировал четыре поколения российских императоров и семью Наполеона III, запечатлел на снимке Гоголя и создал фотографии Тургенева, Толстого, Островского и Гончарова. Все это можно сказать только об одном человеке — Сергее Львовиче Левицком.
Живи он сейчас, стал бы тем самым фрилансером, бросившим престижную карьеру и заработавшем на любимом деле.
Первое фото
В 1839 году произошло два поворотных момента в жизни Левицкого: окончание юрфака Московского университета и изобретение фотографии французами. Сразу заинтересовавшись новым изобретением, юный Сергей, устроенный на престижное местечко в канцелярии, углубляется в тонкости фотографического искусства.
В 1844 году случилась экспедиция на Кавказ, где он встретил Юлия Фрицше — российского фотографа, который первым освоил фотоискусство. Под его руководством Сергей Львович учится пользоваться фототехникой и снимает кавказские окрестности, восторгается процессом и утверждается в своем стремлении серьезно заняться фотографией. По возвращении уходит из госслужбы и уезжает во Францию для изучения фотографического дела.
Там он учится у главных фигур фотоискусства того времени, изучает физику и химию в Сорбонне.
Фото Гоголя
А уже через год, в 1845-м, Левицкий создает исключительный снимок. Нет, не императорской семьи или Наполеона, на нем был Николай Гоголь. Современники говорят, что поймать его на фото было невозможно, он от них отказывался, а попав в объектив фотоаппарата, поворачивался от камеры или закрывал лицо цилиндром.
Дело было так. В 1845 году в Риме происходил съезд творческой элиты родом из России: живописцев, скульпторов и архитекторов. Левицкий оказался в центре событий и знаменитостей и на коллективном снимке запечатлел Николая Гоголя. Потом именно на основании этой фотографии художники писали его портреты.
Левицкий еще не раз уговаривал Гоголя сделать одиночный портрет, но тот наотрез отказывался. Однажды он даже подловил задремавшего после обеда писателя в доме графа Чернышева-Кругликова, но тот проснулся и, потребовал стереть пластинку.
Первый салон фотографии (Петербург)
В 1848 вдруг началась французская революция, фотограф вынужденно вернулся на родину. Тогда он открывает свой первый фотосалон в Петербурге «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» (потом переименовалось в «Светопись Левицкого»). Место становится популярным и перед фотоаппаратом Левицкого в те годы оказываются Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров и члены царской семьи.
Второй салон фотографии (Париж) и фотосессия Наполеона III
Через 10 лет он переехал во Францию и тоже открыл салон фотографии. «Сергей Львович, владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою, — писал журнал «Фотограф».
Русским фотографом заинтересовалась французская знать, молва дошла до правителя Франции — Наполеона III. И в 1864 году Наполеон пригласил его ко двору для проведения фотосессии императорской семьи.
Фотографии пришлись по душе правителю, и он назвал Левицкого придворным фотографом. И только потом, как водится, фотограф удостоился такого же звания и на родине.
Третий салон фотографии (Петербург)
Вернувшись в Петербург в 1865 году, уже окончательно, Левицкий открыл свой последний, третий за жизнь, фотосалон. Вот что написали об этом в журнале «Фотограф»: «С. Л. Левицкий в Петербурге — вот новость, недавно наделавшая много шума в здешнем фотографическом мире. Г. Левицкий действительно приехал, окончательно оставив Париж, где заслужил такую огромную известность, приобрел здесь дом и устраивает здесь великолепный павильон с особым отделением для увеличения портретов; отведено также место для снимания желающих на лошадях, в экипаже и пр.»
Фото-нововведения
В 1847 году по эскизам Левицкого впервые создается камера с мехами. По сравнению с предшественниками она была более легкая по весу и позволяла создавать фотографии разного формата.
Левицкий задавался насущным для фотографов вопросом: как снимать без дневного освещения? Российские темные зимы не давали возможности фотографировать с ноября по март, а искусственное освещение не было для этого развито. В итоге он первым стал применять электрическое освещение (дуговую лампу) для съемок, а также придумал использовать декоративные фоны для портретов.
Свои находки и открытия Левицкий не прятал в стенах салона, а делился ими с общественностью через журналы о фотографии.
Не переставая искать улучшений и новшеств процесса фотографирования, он первым начал создавать коллажи и фотоналожения, осваивал ретушь для коррекции негативов.
Самым известным примером его мастерства стал коллаж «Герцен против Герцена». На нем сразу два писателя, два Герцена, спорят друг с другом. Эта механика требовала собранности и скорости как от фотографа, так и от того, кого фотографировали: второму нужно было быстро переодеться и сменить позу, пока не высох раствор на пластине.
«Фотографы Их Императорских Величеств»
Во всей истории Российской империи не найти фотографа, которому были преданы несколько поколений императоров. Таким фотографом был только Сергей Львович Левицкий, которому довелось поработать с четырьмя поколениями семьи Романовых: от Николая I до Николая II.
Он фотографировал в своем ателье и зимнем дворце всех членов царской семьи и самих императоров. Начиная в 1852 году с дагеротипов Николая I и Александры Федоровны, далее были фотосъемки Александра II, Александра III и Николая II вплоть до 1917 года.
Современники рассказывали, что труднее всего пришлось с фотографиями Александра II. Император внешностью отличался от своего отца, его черты лица были мягкими, а взор не нес необходимой царственной строгости. Левицкий долго работал над тем, чтобы на снимках Александр выглядел достойно правителя государства. Он нашел удачный ракурс императора, в котором его взгляд был отведен в сторону.
В 1877 году Левицкий вместе со своим старшим сыном Львом пришел во двор императора и попросил о звании императорского фотографа. Александр II, будучи признателен Левицким, тут же удостоил их звания «Фотографы Их Императорских Величеств», а также дал право на использование изображения государственного герба на вывеске фотосалона.
Конкуренты могли такому только позавидовать!
Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.
Читать также:
Leica создала эксклюзивную камеру при участии агента 007 и голливудского фотографа
X-S10: обзор и тестирование первой камеры новой серии Fujifilm
Компактная кинокамера Sony FX3 сможет снимать 13 часов без перегрева