Найти тему

Юлия Хлынина: Неуёмную энергию – в правильное русло!

Актриса – о самоизоляции, новых ролях и равенстве полов. Беседовал Максим Андриянов.

— Юля, теперь одна из главных тем для светской беседы — самоизоляция. Где ты её провела? Чем заполняла внезапно освободившееся от работы время?

— Уже кажется, что это было так давно! Я провела самоизоляцию на даче в кругу семьи. И из-за необходимости ограничивать контакты на нашу с вами долю выпала уникальная возможность протестировать новые форматы общения.

-2

Так как работы резко не стало, а энергии по привычке вырабатывалось много и нужно было себя чем-то занять, я открыла для себя новую тему — прямые эфиры в Инстаграм с коллегами, друзьями, людьми, которых я уважаю, ценю и люблю. И мне было интересно поговорить о самых разных вещах — от творческих успехов до философских размышлений о жизни.

-3

Это было познавательно, и, главное, направляло неуёмную энергию в правильное русло, потому что, помимо удовольствия от интересных разговоров, я поддерживала социальный навык в тонусе, готовясь и проводя эфиры.

— Открыла ли ты для себя внутренний туризм?

— После режима самоизоляции театры довольно быстро приступили к репетициям, так что с конца июня я уже включилась в работу. Плюс добавились какие-то съёмки, которые, конечно же, проводились в безопасном режиме, с соблюдением всех санитарных норм. Но, тем не менее, отдохнуть неделю на курортах Краснодарского края я успела.

-4

Так что тема внутреннего туризма освоена — раньше я редко путешествовала по России, в основном снималась, гастролировала или ездила на фестивали, как, например, «Кинотавр» в Сочи или «Короче» в Калининграде. Да и сейчас мы приехали на Чёрное море, но лежать на пляжах, где полно народу, не захотели и забрались в горы, недалеко от Красной Поляны.

-5

Место было прекрасное, тихое, в стиле палаточного лагеря, но с прекрасным СПА — мы отдыхали, кайфовали друг от друга и от общения с природой, которого так не хватает в городе. Так что и я ухватила в этом году свой кусочек солнечного Сочи.

— Но всё же большую часть времени ты провела на даче. Почему? Утомил город?

— Да, думаю, если бы мы всей семьёй сидели по квартирам, то сошли бы с ума. Конечно, дом нас и сплотил, и проветрил от городских тревог и пейзажей. Мы классно проводили время: столько фильмов было совместно просмотрено, столько разговоров проговорено, а сколько времени мы провели на свежем воздухе!

-6

У нас на участке есть садик, прудик, всё требует внимания, поэтому нам всегда было чем заняться. И я так втянулась в подмосковную жизнь, что даже сейчас, вернувшись в режим полной рабочей недели, на выходные хочу сбежать в наш «домик в деревне».

-7

— Я — аллергик, как и ты, и для меня идеальный ландшафт — это газон, потому что любое цветущее растение может вызвать приступ. Как ты решила для себя этот вопрос, начиная загородную жизнь?

— Тема аллергии для меня очень актуальна. Мне даже в городе достаточно тяжело даётся весенний период, когда начинается поллиноз. Но, на удивление, на даче всё прошло очень гладко. Как, кстати, и у многих моих друзей и коллег. И тут непонятно, то ли берёза цвела слабо, то ли всё дело в психосоматике.

Я уже готова поверить во второе, потому что в отсутствие рабочего напряжения уровень стресса не так велик. Есть возможность правильно питаться и соблюдать режим дня. Да и присутствие близких людей рядом благотворно сказывается. Так что в этом году весенняя аллергия беспокоила меня минимально.

-8

— Ты играла и Островского, и Чехова, и Достоевского, поэтому хорошо знаешь, что культура дачной, провинциальной жизни, описанная классиками, ушла безвозвратно. Современные загородные дома зачастую мало чем по дизайну и атмосфере отличаются от квартир. Просто за окном не оживлённая улица, а собственный участок. Ты для себя как-то разделила понятие дома и квартиры?

— Да, у нас типичная дача — на участке деревянный дом, и это вызывает у меня много приятных эмоций, потому что глаз, действительно, отдыхает от привычного городского окружения.

Наш дом подчёркнуто не похож на квартиру — до самоизоляции мы не планировали проводить туда интернет, не покупали телевизор. Но многим из семьи нужно было работать на удалёнке, поэтому пришлось обзавестись всеми «благами цивилизации».

-9

Но на интерьер это мало повлияло. Всё-таки он у нас выдержан в деревенском стиле, и моя мама за этим тщательно следит: цветочки на гардинах, мебель с уклоном в Прованс…

— Что из дачной жизни у тебя в итоге вошло в привычку: вечера с друзьями на веранде, барбекю на лужайке или уединение с книгой на шезлонге?

— Ну, конечно, последнее. Это же своеобразный детокс от общения. Главная привычка, которая сложилась за карантин. Всем рекомендую.

-10

— Этой осенью у тебя сплошные премьеры: в Театре Наций — «Страсти по Фоме», в Театре на Малой Бронной — «Тарас Бульба», в Театре Моссовета — «Ричард III». Как ты планируешь везде успеть?

— Действительно, осень выдалась непростой. Все три премьеры были назначены на весну 2020 года, но в связи с пандемией оказались перенесены на сентябрь. Нагрузка огромная, я слегка схожу с ума, но лавировать между тремя премьерами помогает то, что у меня везде есть составы.

-11

И, конечно, мне очень повезло с режиссёрами этих спектаклей — Ниной Чусовой, Александром Молочниковым и Евгением Марчелли, которые с большим вниманием и заботой относятся ко мне. Я давно не выпускала спектакли в атмосфере такой любви. Удивительное время!

Надеюсь, вы почувствуете эту нашу любовь, если придёте на премьеры. А сделать это стоит хотя бы потому, что спектакли совершенно разные по стилю. В постановке Театра Наций «Страсти по Фоме» я работаю с таким мэтром, как Авангард Николаевич Леонтьев.

-12

Как выпускница школы-студии МХАТ, я отлично помню его творческие вечера и наставления ученикам — он удивительный мастер, который работает ещё в той системе координат, которую нужно изучать и сохранять. В том, как он обращается с текстом автора, со словом, как подаёт интонацию — особая школа. Авангард Николаевич создаёт вокруг себя особое пространство, другой театр. Вкупе с режиссурой Евгения Марчелли это высекает из драмы, заложенной Достоевским, такую энергию абсурда и фарса, что получается удивительная «фантасмагорическая» история.

-13

— Оказалась ли какая-то из новых ролей, что называется, на сопротивление?

— Нет, у меня не бывает ролей на сопротивление, потому что я очень люблю работать в театре, и даже взяла паузу в кино, чтобы выпустить эти три работы.

-14

Конечно, за время репетиций роли приросли ко мне: где-то я — серая мышка со стержнем и со своими принципами и амбициями, где-то отчаянная девчонка из богатой семьи, приближённая к королевским особам, но по-своему верящая в любовь, где-то аристократка, которая старается действовать и жить по очень толерантным принципам и входит в конфликт с миром.

-15

В общем, три удивительные и непростые работы, начиная от современной драматургии Саши Молочникова и Саши Денисовой, которые написали «Бульба. Пир» для Театра на Малой Бронной, и заканчивая абсолютной классикой Шекспира и Достоевского.

-16

— В театре, в отличие от кино, ты часто работаешь с одними и теми же режиссёрами: Шамиров, Чусова, Марчелли, Кончаловский. Это верность тем, с кем приятно работать?

— Действительно, есть такая тенденция, и я её тоже замечаю. Конечно, в искусстве, особенно театральном, от того, по каким энергиям сходятся актёры и режиссёры, рождается магия, заставляющая зрителей сопереживать происходящему на сцене.

-17

Со всеми перечисленными режиссёрами у меня выстраивается интересный для меня, как актрисы, как личности, диалог. Татьяна Черниговская учит, что мозг — это удивительный орган, он, как губка, впитывает в себя всё происходящее вокруг. Поэтому очень важно, что вы смотрите, что читаете, с кем общаетесь. По такому же принципу я выбираю своих режиссёров.

-18

— Если коснуться модной нынче гендерной темы, то в России режиссёр — до сих пор мужская профессия, что в театре, что в кино. Как тебе работалось с женщинами-режиссёрами? Например, с Натальей Меркуловой, снявшей «Колл-центр», и Ниной Чусовой, поставившей сейчас «Ричарда III»? Есть ли что-то общее в подходе к работе у женщин-режиссёров?

— С режиссёрами-женщинами я работала и до встречи с Наташей Меркуловой и Ниной Чусовой. Не могу сказать, что тогда я понимала разницу между работой с ними и с мужчинами, но сейчас я её действительно ощущаю — работать с женщинами увлекательнее, потому что происходит совсем другой контакт.

-19

От режиссёров-женщин я чувствую удивительную поддержку, они выстраивают роли, исходя из своего тонкого понимания жизни. Наташа очень мощно говорит о женском месте в обществе, Нина Чусова, несмотря на яркий, и фарсовый язык постановок, всегда тщательно прорабатывает женские роли, судьбы.

-20

И мне, человеку, который учился в Школе-студии МХАТ у мастера Константина Аркадьевича Райкина, очень близок такой подход в театре. Поэтому я буду рада, если мне будут и дальше встречаться женщины-режиссёры и в кино, и в театре.

-21

— Почему, если главный герой — мужчина, то он может спасать мир, желать обогащения или власти, искать приключений, а если женщина, то в подавляющем большинстве случаев её основной мотив — любовь? И на каком месте в твоей жизни стоит этот самый мотив?

— Мы живём в удивительный момент времени, и он классный тем, что маятник может качнуться в другую сторону — женщина перестанет говорить в искусстве в основном про любовь. Конечно, в моей жизни тема отношений с мужчиной, тема любви и семьи присутствует достаточно мощно и ярко, есть о чём играть, о чём думать и куда развиваться.

-22

Но, помимо этого, меня интересуют собственные амбиции, проблемы экологии, проблемы мира, проблемы взаимодействия общества в целом. И, мне кажется, если приложить усилия, то женские голоса в этих сферах будут звучать наравне с мужскими. А там и до приключений, спасения мира и борьбы за власть недалеко.

Мне, конечно, обидно, когда женщину заключают только в стереотипную зону, но мощные режиссёры, о которых мы говорили выше, никогда этим не грешат.

-23

Однако это факт, что мужских ролей больше, чем женских, и что мужчины получают бо́льшие гонорары, потому что конкуренция у них пониже, и нагрузка, якобы, побольше. Я с этим не сильно согласна и хотела бы поменять этот подход.

Как минимум, работать только там, где мне интересно идейно и материально, и где будет о чём говорить, помимо любви, семьи и отношений.