Особенностью скандинавской модели социального государства является наличие обширной системы, охватывающей широкие слои населения. Кризисные явления в экономике скандинавских государств в 1990-е гг. не привели к отказу от существующей модели социального государства. Его сохранение стало возможным благодаря наличию значительного государственного сектора экономики и высокого уровня налогообложения. Для большинства населения уровень прямого налогообложения был равен 30—40% ежемесячного дохода. Максимальный уровень налогообложения достигает 60% в Швеции.
Скандинавская модель формировалась исторически. Отличительными сторонами этой модели являются государственная система социальной защиты. Социальным и экономическим лидером региона с 1960-х годов выступала Швеция. Модель совершенствовалась, подвергалась изменениям, особенно в 1970-е гг. Суть модели состояла в сочетании высокого экономического роста, частной собственности с высокой занятостью и справедливым распределением. Модель базируется на компромиссе между рабочим движением (профсоюзами и социал-демократами) и крупными компаниями шведской промышленности.
Формирование модели социальной политики определяется особенностями социально-экономической системы государства. Для неолиберальной (англо-американская или англосаксонская) модели характерно ограничение роли государства в экономической жизни. Недостатком является дифференциация доходов и неравенство стартовых возможностей. В этой модели функция социального развития отходит на второй план и перекладывается на других субъектов.
В модели социальной политики Норвегии обеспечивают стабильные социальные гарантии, финансовой основой которых служат доходы от добычи нефти. Что обеспечивает стабильность социальных расходов государства. Поэтому Норвегия относится к числу стран с высоким уровнем жизни и высоким развитием человеческого потенциала.
Российская социально-экономическая система представляет собой модель позднего капитализма, специфику которой составляет господство отношений корпоративно-бюрократического отчуждения и присвоения. Подобное перераспределение прав собственности позволяет указанным агентам присваивать часть доходов собственников. В России сложился тип корпоративного управления, когда власть на предприятии сконцентрирована в руках узкой группы лиц, собственников, и топ-менеджеров. Остальные заинтересованные в деятельности фирмы группы лишены влияния на корпоративное управление. На первоначальном этапе российская социально- экономическая система имела черты анархического капитализма. В стратегии развития социально-экономической системы России существует два подхода: первый - преимущественно рыночный, второй – преимущественно административный. Становление новой экономики России привело к мощной дифференциации, к поляризации населения по уровню доходов. Если в советские времена доходы высокооплачиваемых граждан только в 3–4 раза превышали доходы низкооплачиваемых, то после шоковой терапии сегодня достигает 16 раз. Слишком мало людей в стране имеют слишком много, а остальные лишь выживают.
Таким образом, в России сформировалась социально-экономическая система, воссоздавшая черты раннего капитализма, также получившая в наследство от социализма систему обязательного социального страхования, низкую заработную плату и даже кое-что от феодализма – сословность. Россия заняла первое место среди крупных стран по неравенству распределения богатства. Второй важнейший элемент социальных моделей – это гражданское общество. В России его институты только формируются, причем сверху вниз по причине ментальности основной массы россиян. В России пошли по пути введения единого социального налога, который не затрагивает непосредственные интересы работника. Создается иллюзия бесплатности социальных услуг, которая была характерна для советских времен.
С 2013 года в Словении строилась скандинавская социально-экономическая модель, одновременно снижался государственный контроль за экономикой, через продажу крупных компаний и банков частным инвесторам. В Словении на данный момент присутствуют определенные элементы скандинавской социально-экономическая модели: высокий уровень жизни и благосостояния населения и высокая степень участия профсоюзов в жизни общества. Но словенское правительство отдаляется от шведской социально-экономической модели, а не занимается ее продвижением.
Из всего вышесказанного о моделях социальной политики, на наш взгляд, наиболее близка к России скандинавская модель, а в ее рамках норвежская модель. Однако, Россия и Норвегия несопоставимы по численности населения, территории, но та и другая являются северными странами, близки по структуре экономики. Обе страны значительную часть бюджета формируют за счет добычи нефти и газа. И на этой основе создают резервные фонды. По этой причине обе страны зависят от экспорта, но на этом сходство заканчивается. По оценке Н. Антюшиной, страны Северной Европы реализовавшие скандинавскую модель - лидеры по уровню социально-экономического развития в Европе, вставшие на путь инновационного развития, поддерживающие социальную ориентацию. В.И. Ленин справедливо заметил, что политика есть концентрированное выражение экономики. В России присутствует слабое политическое устройство с отсутствием конкуренции, что не обеспечивает выработку и принятие оптимальных решений.
Российская ситуация отличается от ситуации в скандинавских странах. В России стремились навязать обществу идеи социального государства в качестве заменителя идей социализма. В 90-е годы происходила быстрая воровская приватизация государственного и колхозного имущества, собственности. Она осуществлялась в интересах меньшинства населения, особых кланов. Хотя на настоящий момент размеры государственной собственности велики. Но большая часть национального богатства принадлежит небольшой группе семей. Кроме проблем оптимизации собственности, в России ищут эффективные способы совмещения развития частной и социальной инициативы, развития социальной сферы. Так введена в действие страховая медицина (государственная, корпоративная и личная), модернизируется пенсионная система (государственная и негосударственная), хотя достаточно экстенсивно, развиваются программы содействия занятости и системы социальной защиты населения (государственная и негосударственная с разной степенью оптимальности и эффективности).