Найти в Дзене
Многое о главном.

Как экономить на продуктах до 35% ? Расскажу вам о своем методе.

Оглавление

Обычно, когда я говорю, что экономлю на продуктах, люди думают, что я покупаю более дешевые варианты продуктов в дискаунтерах или мотаюсь по оптовым базам.

Но от моей экономии не страдает качество или количество покупок: просто я целенаправленно охочусь за скидками в магазинах.

Поделюсь своим опытом: как можно сэкономить на продуктах без ухудшения качества продовольственной корзины.

Откуда берутся акции в продуктовых магазинах

Скидки в супермаркетах — это не всегда попытка спихнуть скоропортящиеся продукты с истекающим сроком годности. Такое случается, но магазины, которые дорожат репутацией, в эти игры не играют. Тем не менее всегда стоит обращать внимание на срок годности и сохранность упаковки — и не только на акционных товарах.

Чаще всего скидки предоставляет производитель товара, реже — продавец.

-2

Какую скидку можно считать выгодной

По моим наблюдениям, 50% для бытовой химии — это хорошая, а главное, реальная скидка. Но на продукты питания из моей продуктовой корзины редко бывают скидки больше 30%.

Обычно чем более дорогой товар изначально, тем больше скидка. К примеру, для зубной пасты одного и того же производителя хорошей скидкой может считаться 30—50% для премиальной линейки и 10—20% для бюджетной.

-3

Полезно иметь хотя бы общее представление о стандартной цене товара. Я сравниваю стандартную цену с ценой «до скидки» на акционном ценнике. Привычка проводить мониторинг цен на товары из повседневной корзины приходит быстро и защищает от попыток навязать продукты с выдуманными скидками.

Теперь, когда природа скидок в магазинах стала понятней, перейдем к тому, как применить это знание на практике.

Базовая цена яблочной «Агуши» — 35,36 Р , цена по акции на 22% ниже. Это не очень большая скидка на такой товар, но если запасы на нуле, то можно взять немного
Базовая цена яблочной «Агуши» — 35,36 Р , цена по акции на 22% ниже. Это не очень большая скидка на такой товар, но если запасы на нуле, то можно взять немного

Не поддаваться распродажному угару ПРАВИЛО 1

Самое сложное в охоте за скидками — не вестись на поводу у маркетологов и не брать товар только из-за здоровенной скидки.

Например, раньше я мог схватить трехлитровую банку огурцов просто потому, что на нее скидка 50%. Ну как можно пропустить такую акцию? В такие моменты захватывает распродажный угар и как-то даже не вспоминаешь, что огурцы особо и не любишь.

В итоге я съедал только треть банки, а остальное выбрасывал: огурцы портились. Выгоднее было взять литровую банку даже без акции. А еще выгоднее — дождаться, пока на литровую банку появятся хорошие скидки.

Поэтому сейчас я задаю себе два вопроса перед тем, как купить что-то .

Мой ли это продукт?

Уверен ли я, что использую его, а не выброшу? Особенно внимательно отношусь к продуктам, которые пока не входят в мой рацион. Не факт, что получится включить их в меню. Например, это необычные новые продукты: экзотическим азиатским соусам, замороженным наборам для приготовления блюд высокой кухни в домашних условиях и т. п.

Использую ли я этот товар в ближайшее время?

Если я хочу купить средство для химчистки салона авто по акции, то обещаю себе, что воспользуюсь им в течение месяца. Если я не готов дать такое обещание, скорее всего, покупка будет пылиться в шкафу.

Это самое важное правило. Поэтому остальные будут работать, только если соблюдать первое.

Скидка на леденцовый сахар на палочке больше 50%. Заманчиво, но непонятно, зачем он мне. Не беру
Скидка на леденцовый сахар на палочке больше 50%. Заманчиво, но непонятно, зачем он мне. Не беру

Покупать товары про запас

ПРАВИЛО 2

Я беру сразу много, но учитываю срок годности продукта и беру столько, чтобы ничего не испортилось.

В начале каждого года производители составляют календарь промоакций на год. Обычно цикл, по которому конкретный товар попадает под акцию, это 2—3 месяца. Цикл короче, если продажи товара зависят от сезона.

Обычно я закупаюсь на 2—3 месяца вперед сухими завтраками, консервами, соусами и кетчупами, чаем и кофе. К концу этого периода на товары снова будет акция, и я снова смогу купить их недорого. Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно вообще закупать сразу на год.

Сегодня скидка 50% на все средства для стирки и уборки. Куплю на полгода вперед
Сегодня скидка 50% на все средства для стирки и уборки. Куплю на полгода вперед

Выбирать выгодную упаковку

ПРАВИЛО 3

Упаковка включена в стоимость товара, но не несет потребительской ценности. Значит, надо выбирать самую выгодную упаковку. Например, обычно одна полуторалитровая бутылка минеральной воды — это дешевый аналог трех по пол-литра.

Но большая упаковка — это не всегда гарантия выгодного предложения. Полезно сравнивать цену за единицу товара: литр, килограмм, штуку. В редких случаях маленькая упаковка оказывается выгоднее, чем большая.

Я внимательно отношусь к акциям вроде «купи 3 шоколадки, плати за 2» или «50% на второй товар». Пересчитываю стоимость за единицу товара и закупаюсь, только когда это действительно выгодно.

1,5-литровая бутылка воды «Байкальская» стоит 23,59 Р , а если покупать тот же объем в бутылках по 0,5 л, придется заплатить уже 52,17 Р
1,5-литровая бутылка воды «Байкальская» стоит 23,59 Р , а если покупать тот же объем в бутылках по 0,5 л, придется заплатить уже 52,17 Р
-8
-9

Экономить, закупаясь в крупных федеральных сетях

ПРАВИЛО 4

С федеральными сетями производителям работать проще: договариваются один раз — а результаты распространяются на все магазины сети. А еще у крупных сетей большой оборот, поэтому производитель дает им более выгодные закупочные цены. Поэтому в федеральных сетях обычно цены немного ниже.

С местными сетями производитель обычно работает через посредников — дистрибьюторов. Дистрибьюторы получают процент от оборота, а это увеличивает закупочную цену для магазина. Есть и организационно-бюрократическая составляющая: у каждого производителя много дистрибьюторов, а местных торговых сетей еще больше. В таких трехсторонних переговорах часто возникает конфликт интересов, договориться сложно. Поэтому и цены выше.

Я сравнил базовые цены на четыре товара из моего меню на неделю в пяти сетевых магазинах моего города: в федеральных «Ленте» и «Окее» и иркутских «Слате», «Багире» и «Удаче». Цены в федеральных сетях на эти продукты ниже на 10—20% , и это без скидок. Скидки в федеральных сетях обычно тоже больше, чем в местных.

Сравнение цен в федеральных и местных сет

-10

Но игнорировать местные сети не стоит: не все местные продукты можно найти в федеральных сетях. К примеру, мой тесть никогда не покупает молоко вроде «Домика в деревне» или «Простоквашино» даже со скидкой 50%. Он лучше заплатит в два раза больше за молоко «Домашенька», которое продают только местные сети.

Следить за скидками в супермаркетах через каталоги и приложения

ПРАВИЛО 5

Пока в одном магазине дают скидки на молоко, в другом распродают стиральный порошок, а в третьем — колбасу. Если следить за акциями в нескольких сетях, можно покупать по низкой цене практически любые товары.

Но не стоит увлекаться и сравнивать цены в десятке магазинов. Иногда за время, потраченное на поход в несколько магазинов, можно заработать больше денег, чем получится сэкономить.

Со временем среди магазинов своего города я выделил пару фаворитов, где покупаю большинство продуктов. Кроме них еще есть парочка торговых сетей, в которых я удаленно слежу за скидками.

Как следить за скидками.

Магазины публикуют действующие акции в каталогах. Обычно они действуют две недели и обновляются по четвергам. Но не стоит откладывать покупку на последние дни акции: товар завозят под конкретную акцию — если он закончится, вас может встретить пустая полка.

Узнать, в каком магазине какие скидки, можно несколькими способами:

-посмотреть каталоги в интернете;

-установить специальные приложения на смартфон;

-пролистать бумажный каталог прямо в магазине.

Мне удобно смотреть каталоги прямо на сайтах магазинов. На один каталог уходит 5—10 минут, за это время можно просмотреть все предложения и отметить наиболее интересные. Я постоянно слежу за акциями в «Ленте» и «Окее»: такое планирование покупок занимает у меня меньше часа в месяц.

Мобильные приложения можно условно разделить на два типа: агрегаторы и собственные приложения сетей. Среди популярных агрегаторов — Едадил и Tiendeo. В них можно найти ближайшие магазины, изучить предложения по конкретным категориям, получить купоны, вести список покупок.

Приложения магазинов во многом похожи: можно найти ближайшие магазины, посмотреть каталоги и составить список покупок. А еще, если создать учетную запись в приложении и ввести данные карты лояльности, можно получать персональные предложения и общаться с поддержкой.

Главный экран приложения «Едадил»
Главный экран приложения «Едадил»
Главный экран приложения гипермаркета «Окей». Сегодня скидка на шампунь
Главный экран приложения гипермаркета «Окей». Сегодня скидка на шампунь

У меня с приложениями не сложилось: поток информации создает кашу в голове, которую сложно анализировать. К тому же иногда встречаются расхождения между действительными ценами в магазине и заявленными в агрегаторах.

Для меня лучший способ — посмотреть бумажный каталог прямо в гипермаркете. Обычно они лежат возле входа в магазин или на кассах. Можно спокойно полистать каталог и записать приглянувшиеся позиции в список покупок. При этом не отвлекают всплывающие сообщения на телефоне или реклама других торговых сетей.

Бумажные каталоги — самые олдскульные проводники в мир скидок. Я беру их в магазине и приношу домой
Бумажные каталоги — самые олдскульные проводники в мир скидок. Я беру их в магазине и приношу домой

Использовать карты лояльности и кэшбэк

ПРАВИЛО 6

Я завел карту лояльности в каждом из магазинов, где закупаюсь. Скидки по таким картам небольшие и обычно включены в стоимость товара, но в некоторых случаях акционная цена действительна только с дисконтной картой. Еще я пользуюсь приложением «Кошелек». Оно сканирует дисконтные карты и сохраняет в электронном виде — удобно, когда карт много.

Не ходить в магазин без списка покупок

ПРАВИЛО 7

Список поможет не упустить ничего и избежать незапланированных покупок. Главное — планировать семейный бюджет, уметь основательно его составлять и строго придерживаться.

Я формирую список в два этапа:

  1. Записываю продукты, которые заканчиваются.
  2. Заполняю список по мере просмотра каталогов.

Неважно, как вы ведете список — это может быть и просто лист бумаги. Но отдельно расскажу про специальные приложения: у них есть свои преимущества. Например, есть поддержка нескольких пользователей, которая пригодится семьям, и возможность внести в список покупок сразу все ингредиенты выбранного блюда.

Соблазн купить что-нибудь не из списка покупок, конечно, возникает. Например, можно найти товар, не обозначенный в каталоге. Я позволяю себе отходить от списка покупок, если товар соответствует моим правилам: я уверен, что не выброшу его и что скидка хорошая.

Мой список покупок на выходные. Веду в стандартном приложении «Блокнот» на телефоне
Мой список покупок на выходные. Веду в стандартном приложении «Блокнот» на телефоне
Скриншот из приложения ChefList
Скриншот из приложения ChefList

Перекусить перед шопингом

ПРАВИЛО 8

Как бы забавно это ни звучало, на деле это важно. Голод мешает мыслить рационально — и в результате кассир пробивает вам на кассе чипсы, колбасу, курицу гриль, шоколадки.

Таких покупок можно избежать, просто перекусив перед походом в магазин.

Понимать, какие ловушки используют маркетологи

ПРАВИЛО 9

Супермаркет — сложная и продуманная система. Здесь все устроено так, чтобы мы провели в магазине больше времени и купили больше товаров. Вот несколько хитростей, которые супермаркеты используют против нас.

Особое расположение наиболее важных товаров.

Мясо, хлеб, молоко, фрукты и алкоголь расположены в разных углах зала. Так супермаркет удлиняет магистраль — это маршрут от входа до кассы, по которому магазин хочет вас направить. Этот путь проходит через островки наиболее важных повседневных товаров, а между ними расположены высокомаржинальные товары. Чем длиннее этот путь, тем больше товаров положит в корзину покупатель.

Схема типичного гипермаркета и направление магистралей
Схема типичного гипермаркета и направление магистралей

На входе в гипермаркет обычно расположена площадка, не разделенная рядами полок: здесь выставлены популярные товары со скидками. Тут действительно подобраны хорошие акции, поэтому рекомендую внимательно обойти эту площадку. Но если вы пришли за чем-то более специфичным, например за соусом табаско или сыром дор-блю, не тратьте здесь время — идите в соответствующий отдел.

Присмотритесь к дополнительным местам продаж — это временные выкладки товара на торцах стеллажей или между ними. ДМП отличаются от обычных полок тем, что товар на них меняется каждую неделю-две, а иногда и чаще. Они считаются подходящим местом для продвижения товара, поэтому производители за них часто воюют. Побеждает в этой войне тот, кто предложит большую скидку, а это на руку покупателям.

Сегодня на ДМП акция на джемы
Сегодня на ДМП акция на джемы

Несущественные скидки и комплексные акции.

Иногда разница между стандартной и акционной ценой лишь 5—10%. Это незначительная скидка, но она позволяет магазину повесить на товар акционный ценник, что провоцирует к покупке.

Встречаются акции, когда нужный продукт продается со значительной скидкой при условии покупки другого товара, а второй товар оказывается ненужным. Например, скидка на вино при условии покупки сыра определенной марки или стейка.

Отдел выпечки и готовой кулинарии.

На полпути по магистрали покупатель успевает проголодаться — тут-то он и попадает в отдел готовых продуктов. Запахи свежей выпечки манят, а дальше в дело вступают салаты, горячие блюда и фастфуд. В некоторых супермаркетах даже предусмотрена специальная касса и столики, чтобы можно было сразу расплатиться и перекусить. При этом блюда часто готовят из продуктов, которые не удалось продать в исходном виде, а используемые соусы и специи вы бы вряд ли использовали, если бы готовили для себя.

Товары на кассах.

Когда покупатель прошел всю магистраль и добрался до кассы, он устал. Поэтому на кассах супермаркета покупателя ждут шоколадные батончики, баночки газировки, жвачка, журналы и другие мелочи. Большинство товаров на кассе хочется купить именно здесь и сейчас, а их ценность после выхода из магазина резко падает.

Как экономить на походах в супермаркет
Помните, что распродажный угар затуманивает разум и заставляет покупать больше, чем нужно.
Перед тем как закупиться товаром, убедитесь, что скидка стоящая, а упаковка выгодная.
Регулярно проверяйте спецпредложения в нескольких супермаркетах, особенно в крупных федеральных сетях.
Перед походом в магазин заведите карту лояльности, банковскую карту с кэшбэком, изучите действующие акции и составьте список покупок.

А какие хитрости, используете ВЫ? Поделитесь ими в комментариях!