Если мы осознаем, что периодически проявляются прошлые нереализованные чувства, будет легче понять, почему мы порой становимся такими уязвимыми. Когда мы расстроены, то на 90 % это связанно с прошлым, а не с тем, что мы считаем причиной нашего недовольства.
Обычно только на 10 % наше раздражение соотносится с настоящим опытом.
Пример: если партнер, на наш взгляд, высказывается критически по отношению к нам, то это несколько задевает наши чувства. Но поскольку мы взрослые, то мы в состоянии понять, что он не хотел нас обидеть, и, учитывая, что у него был тяжелый день, сделаем скидку. Такой подход с нашей стороны позволяет ослабить влияние критики, поскольку мы не принимаем ее на свой счет.
Но в другой день эти критические высказывания мы воспринимаем очень болезненно. Почему? Дело в том, что в этот самый день дают о себе знать наши прошлые, нереализованные чувства. В результате мы становимся более уязвимы для критики. Высказывания близкого человека больно ранят нас, потому что в детстве нас часто резко критиковали. А нынешние замечания действуют на нас так сильно, поскольку бередят старые душевные раны.
В детстве мы не могли осознать, что негативные эмоции родителей порождались их проблемами, а мы были не виноваты. Однако мы принимали на свой счет все: и критику, и вину, и отчуждение.
Когда в нас пробуждаются нереализованные чувства из нашего детства, мы тотчас расцениваем замечания партнера как стремление нас критиковать, осуждать и отвергать. В такие моменты тяжело обсуждать взрослые проблемы. Все сказанное воспринимается нервно. Когда в словах партнера слышится критика, наша реакция лишь на 10 % обусловлена ее воздействием, остальные 90 % связаны с влиянием чувств из прошлого.
Представьте, что с вами кто-то столкнулся и при этом задел руку. Вы почти не заметите этого. Но представим, у вас там открытая рана. Если задеть больное место, боль будет весьма ощутимой. Точно так же вы станете вдвойне чувствительны к обычным замечаниям, когда придут в движение ваши нереализованные чувства. Если бы нереализованные чувства молчали, то 90 % того, что нас расстраивает не оказывало бы на нас сильного влияния.