Найти тему

Максим Батырев: «Предприниматели должны улучшать мир вокруг себя»

Оглавление

Кирилл Фомичев, основатель и генеральный директор агентства комплексного интернет-маркетинга и сквозной аналитики «Точно.» в рамках проекта ThePartners провел интервью с Максимом Батырёвым, известным российским менеджером, обладателем премий «Коммерческий директор года», «Менеджер года», «Бизнес-автор года» и «Бизнес-спикер года». Автором супербестселлеров «#45 татуировок менеджера » «#45 татуировок продавана » и «#45 татуировок личности ». Публикуем главные мысли о менеджменте и управлении компаниями.

О менеджменте

Когда я служил в армии, к нам часто подходил генерал и говорил, что всё, что происходит на территории нашей воинской части — наша личная персональная ответственность. Подрались солдаты, разбилось окно и тому подобное — виноваты мы. С тех пор, я запомнил, что менеджер — это тот, кто отвечает за все, что происходит. Есть руководители, которые говорят, что их сотрудники слабые и ничего не хотят. Однако менеджер отвечает за «хотелки» сотрудников, даже за их мечты, за порядок и дисциплину. Менеджмент — это также разговор, умение общаться, начиная от приема на работу, заканчивая увольнением.

О принципах и навыках менеджера

В первую очередь, человека и руководителя делают личностью ценностные принципы, которыми он руководствуется. Есть принцип — умение идти на проблему. Это наша национальная беда — люди не готовы идти на проблему, даже если они умеют коммуницировать. Им лень, они не хотят попадать в конфликт и т.д. Если вы умеете коммуницировать, но не идете на проблему, ничего не получится. Принципы первичнее. Если человек пронизан принципами, но не умеет коммуницировать — это гораздо лучше. Принципам учиться намного сложнее, чем практическим навыкам. Недостаточно обладать только умением хорошо общаться, чтобы быть эффективным руководителем.

Проактивность сейчас ушла на второй план. Теперь важнее реактивность. Чем быстрее вы отреагируете на изменения среды рынка или других окружающих вещей, тем быстрее к вам перетекут клиенты.
Емкость рынка сжимается, нужно быстро приспосабливаться. Это называется адаптивность и является первичным качеством. Второе — умение генерировать изменения. Если внешняя среда не дает вам изменяться, меняйтесь сами. Многие не хотят развиваться: читать книги, слушать выступления и т. п. «И так сойдет» пронизывает красной нитью все сферы: управление, медицину, бизнес и др. У лидера должен быть запрос на развитие. Внутренняя неуспокоенность — важное качество современного предпринимателя. Третье — умение принимать удар на себя. Это про ответственность.

Про делегирование и руководство

Сейчас я не менеджер. У меня 14 разных проектов и от менеджмента в каждом я немного подустал. Эту работу я полностью передал операционным директорам и партнерам. Они сами набирают команду, оптимизируют работу. Я им не мешаю. Однако есть такой принцип «уперся — сообщи». Если есть ситуация, когда менеджмент не может справиться своими силами: негатив от сотрудника, которого хотят уволить или другие неприятные моменты, тогда я помогаю.
Я также провожу стратегические сессии раз в 3 месяца или полгода по всем проектам. В пятницу мне все присылают отчеты, раз в месяц у нас отчетное собрание по Zoom. Менеджер — это человек, у которого есть в подчинении люди и которыми он руководит. Это история про организацию, планирование, контроль, мотивацию сотрудников и их вознаграждение.

Про стратегические сессии

Стратегические сессии нужно проводить всегда. Это про адаптивность и про проактивность, т.к. во время кризиса необходимо быстро переориентироваться.
Моя методика заключается в следующем: есть ИПР — индивидуальный план развития сотрудника. Вы проводите ему SWOT-анализ и визуализируете его будущее через год работы. Потом делаете план действий, которые необходимо совершить для качественных изменений. Стратегическая сессия про те же вещи, но с учетом мегатрендов: как развиваются западные рынки, ваша отрасль и подобные вопросы. Если не проводить стратегические сессии, то уже через два года вы очень сильно отстанете от мировой повестки и своих конкурентов, которые эти изменения отслеживают. Стратегические сессии — это ваше конкурентное преимущество. Наличие и видение ясного ответа на вопрос: «Мы работаем, чтобы что…?» — визуализация светлого образа будущего, которая переводит компанию на новый уровень.

Т
езисно о проведении стратегических сессий:
Первое — собственник. Он должен выработать свое управленческое видение к будущему, т.к. одна из задач стратегической сессии — не просто намечтать будущее, а продать его ключевым людям компании.
Второе — эссе за неделю до общего собрания. Участникам стратегической сессии (управленцы и ключевые сотрудники, которые являются носителями технологии и культуры в организации) необходимо написать эссе о видении компании в будущем, какой она должна быть. В них отражаются идеи сотрудников, их настроение.
Третье — синхронизация. Встреча с участниками в online или offline для обсуждения внешних трендов, компании в целом, её отдельных элементов (сотрудники, маркетинг и т. п.). Участники делятся на профильные группы: на каждую группу определенная тема. Например, первая группа разбирает вопрос видения менеджмента компании через год с учетом мегатрендов, вторая размышляет над сотрудниками, и т.д.
Четвертое — SWOT-анализ
Пятое — документ, в котором прописаны все предстоящие шаги, группы и их проекты, ответственные, сроки.

-2

Стратегические сессии необходимо делать на год, так как время — турбулентная единица.

Про развитие

Если мы говорим про рост директора/предпринимателя, то помимо аналитики, конкурентного анализа, отслеживания трендов, чтения книг и всего остального нужно аккумулировать чужой опыт: когда люди с мощным бэкграундом, а не хайповые ребята с накрученными подписчиками делятся своими кейсами. Больше всего на качественное развитие переводит соответствующее окружение.

Куда двигается менеджмент в России

Первое — пандемия показала, что управлять сотрудниками можно удаленно. Многие отмечают удобство такого способа, поэтому этот тренд неизбежно ждет нас.
Второе — рост количества свободолюбивых людей, которые хотят работать не с красными командирами, а с человечными людьми.
Третье — партнерство. Время окладов уходит, процентная эффективность и результативность возрастает.

Про партнерство

Я использую этот инструмент на 100%. Именно партнерство помогает мне не находиться в операционке и не быть менеджером до конца.
Одна из главных вещей партнерства — синхронизация ожиданий друг от друга. В большинстве своем партнеры разбегаются, потому что не соответствовали совместным ожиданиям.

Про управление навыками

Любой человек, который намеревается менять мир, должен начинать с себя, улучшать свои навыки каждый день. Невозможно привести команду к успеху, если вы сами к нему не тянетесь. Рекомендую прочитать книгу Ицхака Адизеса «Идеальный руководитель» про буквенный код. У кого-то ярко выражен креатив, у кого-то умение менять людей, кто-то отличный администратор. Не бывает людей, которые бы совмещали в себе все качества. Сейчас есть множество ресурсов, которые могут прокачать soft skills, однако, прокачивать нужно то, что вам нравится, к чему вы более предрасположены.

Советы

1. Дешевый бухгалтер обходится очень дорого.
2. Не доверять управление расходами компании другим людям.
3. Развивать реактивность в действиях.
4. Важно прокачивать критическое мышление. Нужно понимать, что вокруг нас однобокие мнения, которые мы можем воспринимать как абсолютную правду.