Один из непростых вопросов, на которые регулярно приходится отвечать: можно ли молиться за родных, близких людей, если они… занимаются различными оккультными практиками. Например, увлекаются астрологией (не просто читают составленные студентами и опубликованные в дешевом издании гороскопы, а всерьез), «изучают» магию, читают заговоры и привороты, в конце концов – не вылезают от «бабок», «экстрасенсов» и всевозможных «ясновидящих», «потомственных ведьм» и «профессиональных волхвов».
С одной стороны, как не молиться за родных и за друзей, если любишь их, тем более – когда они пребывают в таком заблуждении, находятся в такой беде, погибают, можно сказать? А с другой… С другой, надо знать, что, молясь за тех, кто до конца или не до конца осознанно, но все же по собственной воле выбирает таким образом служение не Богу, а Его противнику, мы подвергаем себя крайне серьезному испытанию. Мы, образно говоря, беремся рукой за провод с высоким напряжением. Способны ли мы его выдержать?.. Это становится понятно лишь со временем. И иногда мы никак не можем сопоставить очевидные вещи: молитву за таких людей и то, что в нашей собственной жизни все переворачивается вверх дном, случаются искушения, которых мы не в состоянии понести.
Конечно, ситуация отличается от ситуации и человек от человека, и каждый будет принимать решение сам. Но приведу один показательный пример. Почитаемый на Афоне старец, подвизавшийся на Святой Горе в 20-м столетии, иеросхимонах Ефрем Катунакский рассказывал о том, как трудно ему давалась молитва за родного брата-оккультиста. Отец Ефрем был великим молитвенником, прозорливцем, сподоблявшимся от Господа удивительных откровений, но и он в какой-то момент отступил: он чувствовал, что Бог не принимает этой молитвы, что Он как бы «наказывает» его за это чрезмерное дерзновение. И он перестал поминать брата на долгое время. А возобновил молитву о нем лишь после его смерти, когда почувствовал: брат перешел в мир иной и теперь он может молиться о милости Божией к его душе. Теперь, когда он уже не здесь, не на земле, когда он не может заниматься теми делами тьмы, которых не оставлял прежде.
Лично для меня этот рассказ старца стал ориентиром – как относиться к молитве за близких-оккультистов, поминать их или же нет.
Если в моем посте не все покажется понятным, то постараюсь дать разъяснения в комментариях.