Найти тему
Семья и семь "Я"

Воспитание - наука или искусство?

О многогранности деятельности воспитателя.

Довольно часто родители недоумевают, почему у них результат воспитательной работы совсем не тот, который они ожидали. Ведь они применяли методику рекомендованную известными специалистами. В чем дело?

На конкретных примерах постараемся это выяснить. Вот в двух параллельных восьмых классах руководители проводят беседу на тему "Уголовная ответственность несовершеннолетних." В 8 "а" дети , увлеченные темой, продолжали обсуждение и после звонка на перемену. В 8 "б" классе итоговые вопросы встретили молчанием, все поспешили воспользоваться перерывом занятии. Преподаватель построил урок в форме монолога. Нудное перечисление статей Уголовного кодекса, обилие статистических данных заменили живое общение. Так и не "пробежала живая искра" от оратора к слушателям: каждый остался при своем мнении.

В первом случае учитель сумел затронуть души детей. Они чутко уловили боль учителя за тех, кто оказался не в ладах с законом. Он ни разу не позволил себе называть их преступниками, рассказывал о малолетних отступивших личностях. Слово за слово подводил их к мысли о недопустимости существования малолетних правонарушителей в обществе, что многое зависит от самого человека, от его способности сделать выбор между добром и злом. Пафосная речь наставника о том, что равнодушие одна из причин детской преступности и всего плохого вокруг нас, пробудил в них импульс к действию. И когда прозвучал вопрос : "Как вы думаете, можем ли мы внести свой вклад в профилактику подростковых правонарушении?" Почти все подняли руки.

Секрет успеха в том, что учитель "пропустил" тему через себя. Создал эмоциональный фон мероприятия, чем настроил учеников на восприятие темы. Он был не просто учителем, он играл роли требовательного наставника, умелого оратора, артиста, умеющего использовать минорные и мажорные интонации. Мимическими жестами призывал к порядку нарушителей. Воспитание и наука, и искусство.

К родителям, которые поймут и примут тонкости воспитательной работы, успех придет непременно. Как видим в ней нет мелочей. Важно все: личное отношение, тембр голоса, интонации, мимика, жесты... .

У вас есть другое мнение? Озвучьте, пожалуйста.

Путь к знаниям.
Путь к знаниям.
Любовь родителей  - залог победы.
Любовь родителей - залог победы.