Найти тему
Холливуд

Вспоминаем о бессмертном: Смотрим, как делали советское кино во время ВОВ

Гремело, да то не гром; искрилось небо, да то не молния; земля ходила ходуном; да то было не землетрясение. Чума, не дававшая человечеству покоя, докатилась страны советов. Привычное течение жизни миллионов граждан прервалось в угоду военному времени. Экономика вставала на военные рельсы, сфера культуры также терпела метаморфозы. По большей части, советский кинопром был готов и начал, помимо свободного жанра, выполнял заказ правительства на патриотические темы. А вот к чему не были готовы представители кинематографа, так это к быстрой мобилизации и переброске в центральные регионы страны.

Для поддержания боевого духа в ход пошли довоенные заготовки(их мы рассматривали в прошлой статье). Население уже знало о известных персоналиях прошлых лет не только из литературы, но и массово из художественных фильмов
Для поддержания боевого духа в ход пошли довоенные заготовки(их мы рассматривали в прошлой статье). Население уже знало о известных персоналиях прошлых лет не только из литературы, но и массово из художественных фильмов
Упаковка музейных экспонатов перед эвакуацией
Упаковка музейных экспонатов перед эвакуацией
Примерно так выглядела эвакуация оборудования предприятий из европейской части страны в ее центральные регионы
Примерно так выглядела эвакуация оборудования предприятий из европейской части страны в ее центральные регионы

И так, хватаем пальто, перчатки, партбилет и в поезда, самолеты, машины. Вывозили не только работников кино. На колеса вставали сотрудники музеев и экспонаты, театральные и балетные труппы, музыкальные ансамбли.

Когда немецкая армия топтала сапогом территории вокруг Москвы и Ленинграда, было решено эвакуировать киностудии, продолжавшие снимать картины. Так, в ноябре 1941-го года «Мосфильм» и «Ленфильм» в спешке вывезли в Алма-Ату, где на базе местной кинофабрики была сформирована ЦОКС или Центральная объединенная киностудия – будущая кузница военного фильма и так Казахская ССР стала центром советской киноиндустрии в военное время. Таким образом, под одной крышей оказались два конкурента и, казалось, эксцессов не избежать. Однако, каждый понимал, какая задача возложена на оба коллектива. Да и идеология государства подразумевала максимально тесное взаимодействия граждан в достижении важных целей. Поэтому о конфликтах в такое время не могло быть и речи.

Эйзенштейн и команда за работой над новой картиной в Алма-Ате
Эйзенштейн и команда за работой над новой картиной в Алма-Ате

Для начала необходимо было закончить проекты, заложенные еще перед эвакуацией. Так 17 ноября 1941-ого года вышла комедия «Свинарка и пастух». История с производством фильма довольно курьезная: известия о войне застигли съемочную группу по пути из мест съемок в Кабардино-Балкарии, после чего режиссер фильма Иван Пырьев и исполнитель главной роли Владимир Зельдин сразу записались на фронт. Однако, не успев доехать до мест службы, были срочно отозваны и эвакуированы в Алма-Ату.

Товарищ в папахе (Владимир Зельдин) чуть было не сбежал на фронт
Товарищ в папахе (Владимир Зельдин) чуть было не сбежал на фронт

В это время уже прославленный режиссер всея Советского Союза Сергей Михайлович Эйзенштейн ставил свою вымученную эпопею «Иван Грозный». На фильм требовались деньги, а главное материально-технические средства, которые достать было тяжело, потому как, эвакуировали из городов-блокадников в основном персонал. Эйзенштейн напирал на директора ЦОКС Михаила Тихонова, уверяя того, что подобная патриотическая сага нужна сейчас, как никогда раньше. Сергей Михайлович запирал кабинет Тихонова и читал сценарий «Ивана Грозного», попутно вставляя свои комментарии и делая правки на ходу. После, заряженный идеей Тихонов ходатайствовал за «Грозного» перед ЦК партии. Те, в свою очередь, приняли в счет аргументы, приведенные диадой Тихонов-Эйзенштейн и дали добро на съемки.

Кадр эпохальной драмы Эйзенштейна
Кадр эпохальной драмы Эйзенштейна
Первая часть главному любителю кино пришлась по вкусу
Первая часть главному любителю кино пришлась по вкусу

Так в закрытый показ вышла первая часть (из двух планировавшихся) и, после личного одобрения Сталина, пошла в прокат. Первая половина фильма рассказывала о Иване IV , как о собирателе земель и сильной руке, в которой подопечным была большая нужда, чем вождь народов был доволен. Однако вторую часть советская публика так и не увидела: далее повествование велось о неуемной подозрительности царя и подступающему безумству. Сталин, проводя аналогии, раскритиковал и запретил картину к выпуску. Эйзенштейн впал в немилость.

Вторая же половина "Грозного" пошла в корзину, а Эйзенштейн пошел в "неблагонадежные" :(
Вторая же половина "Грозного" пошла в корзину, а Эйзенштейн пошел в "неблагонадежные" :(

Но, вернемся на киностудию в Алма-Ату, где работа кипит и не останавливается ни на минуту. В 1942-ом году выходит картина, чуть было не сбежавшего на фронт, Ивана Пырьева «Секретарь райкома» о партизанском отряде, устраивавших сладкую жизнь фашистам. За ним, в 1943-ем, фильм Фридриха Эрмлера «Она защищает родину», в котором героиня Вера Марецкая возглавляет отряд народных мстителей, занимающихся сокращением немецких войск. Так вышел целый ряд картин, посвященных фронтовикам, среди которых «Нашествие» Михаила Ромма, «Зоя» Лео Арнштама, «Человек №217» того же Ромма. 1943-ий разнес по всем фронтам убаюкивающую советских солдат в окопах и землянках «Темную ночь» в исполнении Марка Бернеса, когда в прокат вышли «Два бойца» Леонида Лукова»

Ну и конечно же "Шаланды, полные кефали..."
Ну и конечно же "Шаланды, полные кефали..."

Было место и для комедий, сказок, которые также остро требовались изнеможённым советским гражданам, как и патриотические картины. Так, в период ВОВ вышли сказка «Принц и Нищий» Эраста Гарина и Хеси Локшиной, комедии «В шесть часов вечера после войны» Ивана Пырьева и «Небесный тихоход» Семена Тимошенко.

-11

Конечно, нельзя забыть и кино на «вес крови», снимавшееся непосредственно на поле боя. На всех фронтах работало 252 оператора кинохроники, задача которых была запечатлеть войну в самых ее жутких проявлениях. Так, каждый 5-ый солдат с камерой не вернулся с мест съемок.

Из работ хронистов составляли такие киносборники
Из работ хронистов составляли такие киносборники
-13

Не стоит считать, что условия труда съемочных групп, работавших на киностудии Алма-Ате, были идеальными. Чувствовалась постоянная нехватка провианта и то тут, то там случались голодные обмороки. Тем не менее съемки продолжались во чтобы то не стало. За все время войны на киностудии в Казахской ССР было снято более 100 фильмов.

Дорогой читатель! Подписывайтесь на канал и не забывайте о предыдущих статьях, ведь в них много интересного. Например, в прошлой статье разбирали становление советского кинематографа в довоенное время.

До скорых встреч на канале!

#ссср #великая отечественная война #кино #советское кино #война #знаменитости #сталин