Найти тему
Закрытая книга

Подписка: Забытый формат книг столетней давности, совершивший «цифровую революцию» в XXI веке

Оглавление

Какой основной плюс «цифровой дистрибуции» (помимо цены, конечно)?
Интерактивность.

Интерактивность — это возможность сообщить своё мнение.
Д̶а̶ж̶е̶ ̶е̶с̶л̶и̶ ̶о̶н̶о̶ ̶н̶е̶ ̶о̶с̶о̶б̶о̶ ̶и̶ ̶н̶р̶а̶в̶и̶т̶с̶я̶ ̶с̶о̶б̶е̶с̶е̶д̶н̶и̶к̶у.
Интерактивность — это возможность сообщить своё мнение. Д̶а̶ж̶е̶ ̶е̶с̶л̶и̶ ̶о̶н̶о̶ ̶н̶е̶ ̶о̶с̶о̶б̶о̶ ̶и̶ ̶н̶р̶а̶в̶и̶т̶с̶я̶ ̶с̶о̶б̶е̶с̶е̶д̶н̶и̶к̶у.

Возможность узнать, что нужно человеку, чего он хочет и о чём он думает.
Это то, на чём «стоят» все онлайн-сервисы, добившиеся
колоссального успеха.

К сожалению, с книгой в её «классическом» виде это не работает. Да, появился «Литрес», но он — не более, чем переработка классической схемы «писатель-издатель-магазин» под новые реалии.
Да, там есть отзывы о книгах, но, в целом, интерактивность минимальна.

Писатель всё ещё не имеет обратной связи.
Не знает, что лучше, что хуже, а какой сюжетный ход лучше бы и вовсе убрать.

Вкупе с исчезновением института цензуры и редактуры — результат, зачастую, не радовал ни писателей, ни читателей.

Но решение лежало, казалось бы, на поверхности.
На поверхности исторического полотна

И тут время вспомнить про то, что, кроме непосредственно книг, был и такой способ публикации, как литературный журнал, незаслуженно забытый ближе к шестидесятым.

-2

А ведь, между тем, много по-настоящему знаменитых писателей публиковалось именно там: Ильф и Петров, Шолохов, Конан Дойль, продолжать можно до бесконечности.

В чём была ключевая особенность «журнального» формата?

Интерактивность

Книга выходила в журнале по главам, еженедельно (ежемесячно), а у писателя — была обратная связь посредством писем в редакцию.
Проще говоря —
задолго до появления интернета был изобретён формат, словно бы идеально под него подходящий.
Но он умер.

Почему? Слишком дорого. На «доинтернетном уровне технологий» писателю приходилось отправлять главы по почте, читателям — слать письма, а редакторам — зашиваться, пытаясь упаковать неизвестный до последних дней объём текста в конечное число страниц.
Всё это, а также постоянные срывы сроков печати и общее падение интереса читателя к такому формату по мере удешевления «обычных» книг и превращение таких журналов в притон графоманов... Успешно
положило конец перспективной идее на полвека.

Ренессанс «журнальной проды»

-3

Первыми об этом формате в «эпоху Междусетья» вспомнили неизвестные до сих пор люди, стоявшие за спиной «литературного портала нового формата» — сайта «Lit-Era».
Они решили использовать в качестве конкурентного преимущества перед «Литресом» не проценты комиссии и не удобство использования, а
инновацию.

Теперь автор мог выкладывать не готовую книгу сразу, а вместе с читателями «есть слона по кусочкам», выдавая невычитанный текст прямо по ходу написания, читая, опять же, появившиеся впервые в литературном мире комментарии и, порой, разворачивая сюжет на 180 градусов от запланированного.

И это был успех

Так портал «Лит-эры» выглядел тогда. Убого, криво и неудобно, но перспективно.
Так портал «Лит-эры» выглядел тогда. Убого, криво и неудобно, но перспективно.

Да, у новоявленного «портала» не было «удобных» условий для писателя.
Да, у него не было удобного интерфейса для читателя (скорее, наоборот — их навигацию по сайту и онлайн-читалку до сих пор многие вспоминают с содроганием).
Да, его руководство было хамоватым, жлобоватым, а писателя могли забанить «потому что гладиолус».

Но всё это не помешало «Лит-эре» (позднее — «Литнету») набрать популярность ракетой. А вот что помешало, так это появление мощного конкурента, который сделал всё то же самое, но через правильное место (а не «как всегда»).

«Цифровая революция»

-5

После же «доработки напильником» концепта — появился ресурс, который, вероятно, в этом году окончательно утвердит статус «первого литературного»: Author.today

Но (и это очень важное «но») — про него я уже рассказывал, и если вам интересно, чем вся эта история кончилась — щелкайте по ссылке.
Для нас же важнее то, что появление «author.today» ознаменовало окончательный переход литературного рынка в фазу цифровой революции.

И в чём это выражено?

  • Во-первых — с 2018 года популярность «классических» форматов («литреса») только падала, а ресурсов, где превалирует формат периодической «проды» — исключительно растёт.
  • Во-вторых — примерно с того же времени «классические» издательства публикуют книгу через «классические» площадки (Литрес и бумага) только после того, как книга станет «стотысячником» на том самом «АТ» (это требования «Альфа-книги», у остальных издательств они куда скромнее, но и условия куда кабальнее).
  • В третьих — наблюдается рост средневзвешенных пользовательских оценок книг.
    То есть
    книги, написанные с учётом мнений комментаторов ценятся выше.

Закономерное следствие

-6

В общем — будущее не остановить.
И в данном случае это, похоже, хорошо, потому что «возрождённый из пепла» формат книг по подписке удобнее и для писателя, и для читателя: оба «едят слона по кусочкам», а перед писателем ещё и принципиально не может встать сюжетный тупик: просто бери любую спекуляцию из комментариев да пиши дальше.

Ура, наверное?

Понравилось и хотите распространить — лайк+репост через панельку слева (если с компьютера), это очень помогает алгоритмам Дзена. По комментариям — читаю всех, на самое «зацепившее» — отвечаю.
В случае же, если вам совсем «зашло» —
поддержите меня копейкой на книги. Категорически обещаю, что ни на что другое, помимо книг эти деньги не пойдут.