Найти тему
Хозяйка Сада

Провинциальная учительница для Николая II

Оглавление

Слыханное ли дело, но учительницу для будущего императора Николая II выписали из провинциальной Коломны, и она даже не была дворянкой!

Судьба первой учительницы последнего государя похожа на историю Золушки. Александра Петровна Олленгрэн из бедной многодетной офицерской вдовы в одночасье стала воспитательницей наследников престола.

Причуды судьбы

К моменту стремительного карьерного взлета Александре Олленгрен было чуть за тридцать. Уже несколько лет она вдовствовала после смерти мужа-офицера со шведскими корнями. У нее осталось трое сыновей, дочка, маленький домишко в Коломне и пенсия 100 рублей в год. Это ничтожно маленькие деньги, чуть больше 8 рублей в месяц на пять душ. Поначалу ее вдовства были проданы все более-менее ценные вещи, но хватало только на пропитание. Потом судьба впервые улыбнулась Александре, в Коломенской женской гимназии освободилось место классной дамы, а руководила гимназией однокашница по Екатерининскому институту Н.А. Нейдгардт.

Александра Петровна до замужества окончила Екатерининский институт с шифром, в нашем понимании с красным дипломом, все на отлично. Ее отец Петр Оконишников был флотским офицером, капитаном I ранга.

Так у Александры появилась работа и жалование 30 рублей в месяц. Это уже были деньги, на которые можно было прилично жить в провинции и даже хватало на прислугу. Но не на образование для детей... Конечно читать/писать ее дети умели, она сама их учила, но нужно было поступать в гимназию, в корпус, а денег кот наплакал.

Так выглядело женское гимназическое образование в конце XIX века.
Так выглядело женское гимназическое образование в конце XIX века.

Счастливый выпускной.

После первого года службы в гимназии Олленгрен снова повезло, ее класс был выпускным, а Императрица Мария Александровна (мать Александра III), будучи покровительницей и попечительницей женских образовательных учреждений, пожелала провести смотр выпускниц в Зимнем дворце. Олленгрен со своими подопечными отправилась в Петербург. Но даже платья приличного не было, пришлось брать взаймы у своей начальницы Н.А. Нейдгардт.

урожденная принцесса Дагмар, в крещении Мария Федоровна, жена Александра III
урожденная принцесса Дагмар, в крещении Мария Федоровна, жена Александра III

Там то, во дворце на нее и положила глаз царевна Мария Федоровна, супруга Великого князя Александра. Почему выбор пал на нее - неизвестно, точных данных нет. Возможно датчанка Дагмар, услышав шведскую фамилию Олленгрен, решила, что такая воспитательница с европейскими корнями будет полезна ее сыновьям. Сама Олленгрен рассказывала домочадцам, что Великая княжна расспрашивала ее и осталась довольна ответами. Возможно на выбор повлияла просто личная симпатия и безупречная репутация женщины, хотя происхождением семейство и не блистало. Ее семья Оконишниковых - выходцы из купеческого сословия, покойный муж и его семья - шведские военные на службе Русской Империи. Но Дагмар выбрала ее. Александр выбор одобрил. Однако сама Александра Олленгрен такого предложения не ожидала и попыталась был отказаться, ссылаясь, что у нее "хвост" - четверо детей!

Кстати интересный факт - семья Олленгрен до назначения Александры Петровны наставницей царственных детей, не имела дворянско звания. После назначения ее на службу она и четверо ее детей получили право на наследственное дворянство.

Как рубили хвосты

Александр III был человеком решительным и сразу заявли, что все ее хвосты "отрубит". Сыновей подростков решено было отдать в псковский кадетский корпус. Взяли только старшего Петра, у Константина обнаружили грыжу и его отправили учиться в Петербургскую первую классическую гимназию с полным пансионом.

Старший из детей А.П. Олленгрен, Петр во время обучения в кадетском корпусе.
Старший из детей А.П. Олленгрен, Петр во время обучения в кадетском корпусе.

Единственную дочь Оллонгренов Елизавету поместили в Павловский Институт, это было престижное учреждение, на которое у Александры Петровны никогда бы не хватило денег. Все расходы за образование детей оплатил будущий император. При матери остался только восьмилетний Володя, ровесник Николая (будущего императора Николая II). С ним вместе Александра отправилась на житье в Аничков дворец. Именно Володя Олленгрен станет единственным другом детства Ники и Жоржи, великих князей Романовых.

Жизнь после дворца

Александра Петровна обучала Великих князей грамоте, чистописанию, основам арифметики и Закону Божию. Учениками они были довольно прилежными и хлопот не доставляли. В итоге Олленгрены прожили на Детской половине Аничкова дворца почти четыре года.

Александр III высоко оценил заслуги первой наставницы своих сыновей и назначил А.П. Олленгнен начальницей Василеостровской женской гимназии. Позже, уже будучи императором, любимый ученик Николай II закрепит за Александрой Петровной здание Василеостровской гимназии в частную собственность. Здесь же, в квартире при гимназии она скончается в возрасте 64 лет.

Могила А.П. Оллонгрен и ее мужа на Смоленском кладбище.
Могила А.П. Оллонгрен и ее мужа на Смоленском кладбище.

Карьера детей

Благодаря счастливому случаю в жизни матери, все четверо детей Александры Олленгрен смогли прожить хорошую жизнь.

Старший Петр удачно закончил кадетский корпус и несколько лет служил, пока из-за открывшегося заболевания не был вынужден выйти в оставку и жил помещиком в Черниговской губернии.

Сына Константина, так удачно не попавшего на военную службу, ждала настоящая удача в делах штатских. Он дослужился до статского советника по медицинскому корпусу (звание соответствует чину генерала).

Дочь Елизавета после окончания Павловского института вышла замуж за офицера Льва Соболева.

Владимир Олленгрен после выпуска из пехотного училища.
Владимир Олленгрен после выпуска из пехотного училища.

Владимир Олленгрен - наперстник детских игр Императора Николая II также окончил кадетский корпус в Пскове, обучался в Варшавском Юнкерском пехотном училище, сделал военную карьеру, дослужился до чина полковника, в 1910 был назначен комендантом Севастополя, в 1916 переведен на Кавказ. После революции участвовал в белогвардейском движении, позже эмигрировал в Европу, остаток жизни прожил в Ницце, где вместе с женой они держали кафе. Умер в 1943 году.