VRAM или видеопамять используются для хранения данных изображения, данных, необходимых для отображения изображения на вашем мониторе. Если у вас дискретный графический процессор, у вас есть определенное количество быстрой VRAM на печатной плате вашей видеокарты.
Это предпочтительный способ хранения данных изображения, потому что, хотя VRAM и системная RAM используют одну и ту же технологию памяти, VRAM намного быстрее, чем RAM. Между ними есть и другие различия.
Если буфер памяти вашей видеокарты заполнится, игра или приложение начнут сохранять избыточные данные изображения в вашей системной оперативной памяти. Это сильно снижает производительность. Это потому, что вы смешиваете очень быструю и очень медленную память (относительно скорости VRAM вашей видеокарты).
Таким образом, хотя операционная система всегда может использовать до половины вашего общего объема ОЗУ в случае заполнения буфера видеопамяти (это называется общей памятью графического процессора), снижение производительности при использовании ОЗУ вместо видеопамяти настолько велико, что вам не следует считать зарезервированную RAM как VRAM. Другими словами, если у вас есть выделенная видеокарта, ваша общая VRAM - это только объем памяти, найденный на видеокарте.
Если у вас есть встроенный графический процессор, он не имеет выделенной видеопамяти. Поскольку на кристалле ЦП размещаются и ЦП, и iGPU, нет места для размещения выделенной видеопамяти. Таким образом, каждый iGPU должен использовать системную RAM в качестве VRAM. Другими словами, встроенные графические процессоры могут использовать только общую память графического процессора.
Это означает меньшую пропускную способность памяти, чем практически у всех современных видеокарт. Это потому, что даже самые быстрые карты памяти DDR4 (текущий стандарт) все еще далеко отстают даже от стандарта GDDR5 VRAM. А память GDDR5 использовалась на видеокартах два поколения назад.
Хотя вся видеопамять на текущих видеокартах основана на технологии DRAM (динамическая память с произвольным доступом) (GDDR5, GDDR6, GDDR6X), некоторые карты используют улучшенную версию технологии, называемую HBM или памятью с высокой пропускной способностью. Чипы HBM расположены вертикально (или трехмерно), что позволяет им потреблять меньше энергии, но при этом они имеют гораздо более высокую пропускную способность памяти, чем чипы GDDR DRAM. Стандарт HBM имеет множество положительных моментов, но он все еще слишком дорог, чтобы стать мейнстримом.
Сколько у меня VRAM?
Узнать, сколько у вас VRAM, очень просто. Если у вас есть дискретный (выделенный) графический процессор, просто загрузите GPU-Z и откройте его. Там вы найдете окно «Размер памяти», в котором отображается общий объем выделенной видеопамяти. У вас все еще есть половина вашей системной памяти, зарезервированной как общая память графического процессора. Но поскольку заполнение буфера VRAM вашей видеокарты приводит к значительному падению производительности, просто не обращайте внимания на общую память GPU при вычислении размера вашей VRAM.
Если у вас есть встроенный графический процессор, максимальный объем вашей VRAM составляет половину вашей системной памяти. Это динамическое число, потому что система будет использовать разный объем оперативной памяти для целей видеопамяти в зависимости от ситуации. Если вы используете браузер или Microsoft Word, ваш графический процессор большую часть времени простаивает, поэтому в качестве видеопамяти система использует всего пару сотен мегабайт вашей оперативной памяти. Но если вы играете в игру, эта сумма возрастет, до половины вашей общей системной памяти.
Если вы хотите узнать точный объем вашей VRAM в случае, если у вас есть iGPU и вы используете Windows 10, откройте Настройки, затем перейдите в «Система» -> «Дисплей» -> прокрутите вниз до «Расширенные настройки дисплея», а затем откройте «Свойства адаптера дисплея для дисплея 1», посмотрите на общий объем доступной графической памяти, который у вас есть, это размер вашей видеопамяти. Не обращайте внимания на выделенную видеопамять, поскольку как мы уже говорили, у iGPU нет выделенной видеопамяти.
Могу ли я увеличить размер видеопамяти?
На практике нет, нельзя. Хотя некоторые пользователи утверждают, что вы можете увеличить объем VRAM и повысить производительность, если у вас есть iGPU, эти методы могут привести только к потенциальному снижению производительности. Видите ли, как интегрированные графические процессоры Intel, так и AMD резервируют очень низкие объемы ОЗУ в режиме ожидания, но при нагрузке у них не будет проблем с использованием большего объема ОЗУ в зависимости от типа приложения, до половины вашего общего объема ОЗУ.
Другими словами, пока iGPU простаивает, почти вся ваша системная память свободна. iGPU будет использовать системную память только при необходимости, например при игре в видеоигры. Но если вы войдете в BIOS и настроите параметры DVMT Pre-Allocated (Intel chipsets) или UMA Frame Buffer Size (AMD chipsets), чтобы ваш iGPU по умолчанию резервировал больше системной RAM, iGPU будет резервировать эту RAM даже в режиме ожидания. Вы только уменьшите объем доступной системной памяти, когда iGPU простаивает, что может привести к падению производительности в некоторых приложениях.
Например, если у вас 8 ГБ общей оперативной памяти и зарезервировано 2 ГБ системной памяти для iGPU в BIOS, эти два гигабайта оперативной памяти станут недоступны в качестве системной памяти. Вы упадете с 8 гигабайт оперативной памяти до шести. Но если вы не измените вышеупомянутые настройки BIOS, предварительно выделенный размер iGPU будет намного меньше (128 МБ по умолчанию для большинства iGPU), и вы сможете использовать всю свою оперативную память, если iGPU не понадобится. А поскольку большинство операционных систем отлично справляются с автоматическим управлением памятью, разница в производительности между, скажем, 128 МБ и 2 ГБ предварительно выделенной памяти будет равна нулю.
Вам следует увеличивать размер предварительно выделенной памяти только в том случае, если вы запускаете определенную игру или приложение, которое категорически отказывается запускаться. Некоторые игры плохо работают с iGPU, поэтому они не могут распознать максимальный объем разделяемой памяти графического процессора, а только тот, который используется в настоящее время. Итак, если вы столкнулись с этим, зайдите в BIOS и увеличьте зарезервированную память до максимума. Только не забудьте переключиться обратно после того, как закончите указанную игру.
А если у вас есть выделенный графический процессор, возможно, вы думаете об уменьшении объема общей памяти графического процессора. Ну просто не надо. Эта оперативная память не зарезервирована, и система не будет ее использовать, пока буфер VRAM не заполнится. И вы не получите улучшения производительности, уменьшив значение параметра. Единственное, что вы можете получить, - это сбой некоторых игр и приложений, как только они заполнят ваш выделенный буфер VRAM, если вы уменьшили общую память графического процессора до нуля или почти до нуля.