4 марта 1877 года в Большом театре прошла премьера «Лебединого озера». Считается, что на написание балета Петра Ильича Чайковского вдохновили виды Нойшванштайна.
Рыцарь печального образа
Идея построить замок, напоминающий о временах рыцарей и прекрасных дам, пришла в голову баварскому королю Людвигу II. Югу тогда ещё разделенной Германии достался довольно необычный правитель. Ростом почти 2 метра, Людвиг с детства любил рисовать лебедей и гулять с братом Отто на природе.
К тому же король был большим поклонником Рихарда Вагнера. В переписке со своей невестой он подписывался героем оперы «Лоэнгрин» Генрихом, а девушке определил роль Эльзы. Правда, свадьбу так и не сыграли: несмотря на полученное разрешение Папы Римского Пия IX (жених был двоюродным братом невесты), напечатанные открытки с портретом королевы Софии и готовую свадебную карету за миллион гульденов, Людвиг II разорвал помолвку. Так и остался баварский король до конца жизни холостяком.
Новая игрушка короля
Баварский король успел начать строительство трёх замков — Нойшванштайна, Херренкимзее и Линдерхофа, — из которых при его жизни достроили только последний. Архитектурный вкус Людвига II был подчинён его детским мечтам о рыцарском замке.
Сооружение должно было воспроизводить элементы не только немецкой архитектуры Средних веков, но и мавританской Испании. При это интерьер изобилует отсылками к произведениям Вагнера.
Как Людвиг II сворачивал горы
Над проектом новой игрушки короля работали архитектор Эдуард Ридель и театральный художник Христиан Янк. На первых эскизах Нойшванштайн походил скорее на мрачный готический замок, но постепенно удалось прийти к образу того самого романтического дворца. Для своей будущей рыцарской обители Людвигу II пришлось в прямом смысле этого слова свернуть горы: чтобы подготовить площадку для будущей стройки пришлось с помощью направленного взрыва опустить на 8 метров скалу из доломитовой горной породы.
Замок построен из кирпича, облицованного известняком. Окна, колонны и капители — мраморные, а ворота и эркер — из песчаника.
В 1884 году Людвигу всё-таки удалось пожить в своих покоях, но затем правитель при загадочных обстоятельствах скончался и так и не увидел целиком своего любимого детища. Замок достроили, пусть и в упрощённых формах.
Любитель Вагнера и лебедей
Для «средневекового» замка Нойшванштайн отлично оснащён: в резиденции короля проведены отопление, телеграф и даже телефон. Однако отделка многих покоев так и не была закончена. Увлечение Людвига II Вагнером, которого он поддерживал финансово, но был вынужден выслать из Баварии из-за недовольства населения, нашло отражение и в интерьерах замка. Комнаты Нойшванштайна посвящены разным операм знаменитого композитора. Сюжеты произведений также воспроизведены на гобеленах и картинах.
Сказочный замок немецкого короля-мечтателя послужил прототипом для замка Спящей Красавицы в парижском Диснейленде.