Давайте поговорим о том, должны ли мы, взрослые, вообще хотеть играть с детьми? А может быть, мы уже из этого выросли? Когда-то в детстве Вы готовы были играть и днём, и ночью, а сейчас считаете это неуместным.
Вы всегда можете дать ребёнку конструктор с «инструкцией», когда Вам так хочется отдохнуть в тишине, отвлечься от всего и спокойно почитать. Есть и такие мамочки, которые обещают ребёнку за «услугу» не шуметь щедрое вознаграждение.
Как Вы думаете, каковы последствия такого варианта для Вас, для ребёнка и для Ваших с ним отношений?
В подобной ситуации Вы ему показываете, что он не важен, не стоит внимания, он хуже Вас, что его интересы неинтересны для Вас. Вы не разрешаете делиться ему с Вами эмоциями, тем самым сообщая, что не следует их проявлять. Ваши эмоции важнее его ощущений, поэтому ребёнок вынужден уступить или требовать, манипулировать. Такие могут быть последствия.
Ваш ребёнок может прибегнуть к подкупу или шантажу так же, как поступили Вы. «Мама, если ты не поиграешь со мной, я не лягу спать!» - говорила четырёхлетняя дочка моей знакомой.
Такой ситуацией Вы можете вызвать у своего ребёнка чувство несправедливости и обиды.
У Вас может возникнуть чувство вины от того, что Вы не общаетесь с ребёнком, но ведь так приятно спокойно сидеть на своём диване и смотреть очередной сериал. Каждый появляющийся в поле Вашего внимания взрослый будет, конечно же, более привлекательным лицом для общения, чем малыш. Вы ведь уверены в том, что «не умеете играть с ребёнком».
Возможно, что Вы даже не воспринимаете ребёнка как полноценного человека, не даёте ему права быть самим собой, права на самоопределение и самореализацию.
В такой ситуации Ваши отношения не развиваются, они мертвы, в них нет обмена стимулами, эмоциями, Вы не в состоянии создать что-либо вместе. Поэтому они являются самоотрицанием, стремлением к их разрушению.
Так должны ли Вы играть с ребёнком? Нет! Но Вы можете с ним жить: работать, путешествовать, заниматься спортом, спорить, готовить обед. Какую из этих возможностей Вы используете чаще всего? Если совместный просмотр сериалов, то – это очень грустно.
Запомните, что настоящая игра требует активности. В ней трудно занять позицию наблюдателя. Кто играет по-настоящему, тот заряжен эмоционально, находится в самом центре действий.
Вы, конечно же, прекрасно знаете, что для красивой игры ничего не надо, кроме идеи и присутствия партнёра – хотя бы воображаемого. Мы не можем играть в одиночку.
Даже если ребёнок ведёт разговор, представляя себя котёнком, а потом сразу же отвечает в роли собаки, он представляет себе эти фигуры как реальные и живые, но отдельные лица.
Вы поняли, к чему я веду? Лучшая игра для ребёнка, конечно же, будет с Вами!
Но Вы можете отказаться от игры – просто уйти с «поля», не брать на себя эту роль. Однако, если Вы останетесь в этой ситуации, проявляя хоть малейшую активность, Вы можете просто стать участником игры или же исполнить роль руководителя. Оба эти типа поведения не исключают друг друга. Только нужно отдавать себе отчёт в том, что происходит между Вами и ребёнком.
В этом Вам помогут наблюдательность и способность анализировать воспринятое.
О принципах проведения игр с ребёнком я расскажу в одной из следующих публикаций.
Поделитесь, пожалуйста, любите ли Вы играть со своим ребёнком? Какую роль Вы выбираете в игре: участника или руководителя?