Решение начать бизнес совпало у меня с событиями, которые происходили в Крыму. Мне кажется, что тогда было примерно так же трудно, как и сейчас. Я привык смотреть на трудности, как на вызов, но с последними я не могу справиться до сих пор.
Сегодня я ушел в большой минус. Обязательства перед сотрудниками и налоговыми службами лежат мертвым грузом. Кредиты на развитие давно просрочены. Родственникам о такой плачевной ситуации не рассказываю.
О сложностях клинингового бизнеса
Уборка помещений – это востребованный бизнес. У нашей с партнером компании были даже крупные заказчики, например, «Дикси». Таким компаниям требуется поддержка чистоты в распределительных центрах. До недавнего времени с ними работало 60 наших сотрудников, но по их инициативе 10 человек пришлось отозвать. Все сокращают расходы.
Разумеется, мы были не согласны с этим решением. Очевидно, что качество уборки заметно снизится, а сейчас такой период, что интенсивность работы складов на пределе. Нам сказали: «Ничего не случится». Случилось. Вскоре нам прилетел штраф на 350 000 рублей за некачественное оказание услуг.
Любой кризис – тяжелое время. Люди испытывают стресс, становятся неадекватными. Расторгаются даже те контракты, в которых ты был на 100% уверен.
О безработных иммигрантах
Большая часть сотрудников моей фирмы – киргизы. Это люди, которые сознательно поехали в другую страну работать и зарабатывать деньги. Они готовы много и честно трудиться, хотя для многих этот выбор был вынужденным.
Я верю в судьбу и не имею морального права сократить их. Пришлось снизить зарплаты управленцам на 30% и распустить всех по домам. Для себя мы решили: «Возьмешь кредит на зарплаты – и все, бизнес пропал».
Приходится разгребать то, что «заварилось» за последние месяцы. Я обратился в консалтинговую фирму, чтобы улучшить распределение финансов компании. Чувствую, что нам с партнером не хватает профессиональной компетенции.
О планах на жизнь
Изначально я хотел остаться соучредителем, но не принимать участия в операционных процессах. Сейчас бизнес распадается по кускам, риски растут, мотивация падает. Думаю, стоит полностью покинуть его.
В планах – переезд в Германию. Раньше я удивлялся, когда мне говорили, что вести бизнес в России – плохая идея. Теперь моя позиция поменялась. Каждый день я трачу все силы на свое предприятие, но вижу, что выигрывает от этого только государство.
Я понимаю, что дальше так продолжаться не может. В СМИ столько разговоров о «государственной помощи», а на деле это дутый популизм. Если хочешь оказать помощь – помогай напрямую. Этому государству я больше не верю. Ты организуешь полезное дело, а власть говорит, что все предприниматели – жулики.
У меня есть еще маленький семейный бизнес. Занимаюсь магазинчиками фруктов и овощей. Есть несколько безымянных точек, на их прибыль и живем всей семьей. Ближе к концу года хочу их «брендировать» и сделать маленькую сеть.
Сейчас я развожусь. С женой расставаться не планирую, это стратегическое решение. Она останется в России и будет управлять частью моего бизнеса. Моя цель – создать свою управляющую компанию и заняться бизнесом на продаже франшиз.