14 марта в 14:45 на Первом канале - легендарный фильм (в цвете) «Весна на Заречной улице».
На вопрос о долголетии картины её режиссер Марлен Хуциев отвечал так: "Почему картина так долго живет? Потому что она просто говорит о живых чувствах, о том, что нормальному человеку близко, она очень демократична, в ней много юмора".
История любви между сталеваром Сашей Савченко (Николай Рыбников) и преподавательницей школы рабочей молодежи Татьяной Сергеевной (Нина Иванова) давно стала классикой. А ведь первые пробы Рыбникова прошли неудачно и актёра предлагали заменить! Но режиссер поверил в артиста - и дело пошло. Рыбников на долгие годы стал символом не одного поколения, легендой, национальным героем . А вот учительницу Татьяну Сергеевну сыграла непрофессиональная актриса - Нина Иванова дебютировала в кино в 1944 году («Жила-была девочка»), но, повзрослев, раздумала связывать свою судьбу с кинематографом и поступила в медицинский. Однако какой-то знакомый студент ВГИКа попросил ее сыграть в своей дипломной короткометражке — вот тут-то она и попалась на глаза Хуциеву, которому для образа Татьяны Сергеевны как раз и были важны робость и непрофессиональность. Знаменитая прическа Ивановой в этом фильме стала эталоном для многих женщин, а запоминающийся завиток у виска нарекли локоном страсти.
Марлен Хуциев рассказывал:
"Жизнь была веселая, все ж молодые были... Почти сплошь дебютанты. Взять актеров: там и Юра Гуляев, фронтовик, весь в орденах, летчик. Гена Юхтин, Валя Брылеев, Римма Шорохова. Все - недавние вгиковцы. Как и мы - режиссеры и операторы. Коля Рыбников, правда, уже снялся в нескольких работах, но такой роли, как в «Весне», у него еще не было. Собственно говоря, он и прогремел после этой роли..."
«Весна на Заречной улице» для всей съемочной группы стала своего рода экзаменом на зрелость. Но никаких внутренних мук не помню. Конечно, всё оговаривалось, мы спорили, искали... Но вот ощущения, что ты не можешь... или — как это мы будем делать? - не было.
Дня не проходило без розыгрыша. Помню, был такой случай с Феликсом (Феликс Миронер - автор сценария).
Снимаем мы в доменном цеху (этот материал не вошел в картину, потому что всё сосредоточилось на мартеновском цехе). Феликс был простужен, у него был сильный насморк. В какой-то момент он посмотрел вниз, а там огромный ковш - и сморканулся туда. А мы это увидели, подозвали горнового и научили его, что сказать. И вот горновой, здоровенный такой, подходит к Феликсу, кладет ему руку на плечо и говорит: "Что ж ты наделал, брат! Теперь вторым сортом пойдет!.." 😀
Съемки шли в Запорожье, и его жители до сих пор уверены, что история любви сталевара и учительницы действительно случилась в их городе. Местные помогали создателям картины чем могли. Когда снимали эпизод, где электровоз въезжает в мартеновский цех, понадобилось осветить огромное помещение — и тогда сталевары по просьбе режиссёра открыли все заслонки мартеновских печей , что по технологии строжайшим образом запрeщeно. Но как молодые рабочие могли отказать молодым киношникам?
Даже погода была с Хуциевым заодно . В эпизоде, когда Татьяна Сергеевна читает текст диктанта, за окном должен был идти снег. Но его и в помине не было, поэтому снарядили команду, которая должна была отправиться в Москву, а затем в Новосибирск специально для того, чтобы зафиксировать снег на пленку. Группа уехала, а в Запорожье тут же повалил совершенно потрясающий снег, так что проблема была решена.
У главного героя есть прототип из Запорожья. Простой запорожский сталевар Григорий Пометун, сам того не желая, стал частью легенды. Ему, как передовику производства, поручили помочь Николаю Рыбникову войти в образ рабочего Саши Савченко. Совершенно случайно оказалось, что они с артистом не только одногодки, но и удивительно похожи – характерами, внешностью, судьбами. Это сходство положило началу крепкой дружбы между Григорием и Николаем.
В 1956 году "Весна на Заречной улице" стала лидером проката. Ее посмотрели более 30 миллионов человек.