Написать эту статью меня мотивировало громкое дело Ивана Голунова, а так же расследование независимых СМИ, которые обнаружили в Москве порядка 140 “штатных” (подставных) понятых.
Ситуация с правосудием в нашей стране выглядит очень печально. Качество следственных мероприятий по большинству уголовных дел является крайне низким, использование подставных понятых позволяет нерадивым сотрудникам правоохранительных органов фальсифицировать доказательства по уголовным делам, особенно часто этот метод применяется в делах по “наркотическим” статьям.
Система, заточенная на выполнение планов по “палкам” находится в порочном кругу.
Начальству нужно, чтобы сотрудники выдавали на-гора как можно больше раскрытий преступлений.
Квалифицированные сотрудники, которые могут и хотят вести следствие по-правилам строго в рамках закона раскрывают значительно меньше преступлений, чем их коллеги, наплевавшие на УПК.
Сотрудники, активно фальсифицирующие уголовные дела, доказательства и раскрытия оказываются в более выгодной позиции. Система “выдавливает” честных и принципиальных сотрудников, оставляя только конъюнктурщиков .
Новые сотрудники либо начинают следовать конъюнктуре и рисовать палки, поддерживая криминальные традиции внутри системы либо “съедаются коллегами”.
В итоге, страна имеет правоохранительную систему, которая работает на собственные интересы: отчетность перед начальством, заказные уголовные дела для устранения неугодных, оцепление на акциях протеста.
В ситуациях, когда гражданам нужна помощь полиции, этой помощи можно и не дождаться, как в ситуации в Кемерово.
Глобально, законодательство, регулирующее работу правоохранительных органов в нашей стране, относительно неплохое, но требует тонкой точечной настройки. Одной из таких настроек может стать дополнение статьи 60 УПК РФ во второй части. Смысл этих поправок-дополнений в том, чтобы отсечь возможность использования “штатных” понятых в уголовном делопроизводстве. Это значительно снизит возможность для фальсификации доказательств. Суть предлагаемых поправок ниже УПК РФ (выделены жирным шрифтом)
Статья 60. Понятой
2. Понятыми не могут быть:
1) несовершеннолетние;
2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;
3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
4) учащиеся образовательных организаций систем МВД, ФСБ, Министерства Юстиции.
5) граждане, находящиеся под следствием и граждане с непогашенной судимостью.
6) граждане, участвовавшие в уголовном производстве в качестве понятых в течение последних трех лет, а так же граждане, ранее участвовавшие в уголовном производстве в качестве понятых три и более раза .
Я, как гражданин своей страны, очень хочу, чтобы правоохранительные органы стали общественным институтом, уважаемым народом.
Для этого в первую очередь нужно сделать так, чтобы требования к качеству следствия и собираемых доказательств по уголовным делам существенно возросли.
Это в свою очередь приведет к тому, что системе станет выгодно наполнять себя честными и профессиональными сотрудниками. Прекратится практика выдавливания неугодных начальству. Прекратится практика продвижения лояльных карьеристов – это будет невыгодно. Ведь если в судах будут разваливаться много уголовных дел, то большим начальникам в теплых кабинетах придется держать ответ перед вышестоящими начальниками и обществом, а это очень неприятная процедура.
Большой начальник трижды подумает, надо ли “съедать” человека, который знает, как грамотно вести дело, и ставить на его место подхалима, фальсифицирующего дела. Будет выгоднее та ситуация, когда уголовных дел, передаваемых в суд, станет намного меньше, но качество проработки станет существенно выше. Это снизит нагрузку на суды и прокуратуру и позволит сэкономить существенные бюджетные средства.