Успех параллельного кино в 1970-х годах можно во многом приписать шедеврам Шьяма Бенегала «Росток» (1974), «Конец ночи» (1975), «Пробуждение» (1976) и «Трудная роль» (1977).
Привлекая новые таланты (в основном, из киноинститутов и театра), такие, как Шабана Азми, Насируддин Шах, Ом Пури, Смита Патиль и Амриш Пури, Бенегал снял потрясающе чувственные фильмы, получившие множество премий и объездившие международные кинофестивали.
Шьям Бенегал родился 14 декабря 1934 года и приходился двоюродным братом Гуру Датта (их бабушки были сестрами).
Его первый полнометражный фильм «Росток» произвел большое влияние на кинематограф.
Действие фильма происходит в сельской местности на юге Индии, куда Сурья, сын землевладельца, приезжает из города, чтобы присматривать за поместьем своего отца.
Там он соблазняет свою привлекательную служанку, жену глухонемого рабочего. Фильм запоминается захватывающими подробностями сельской жизни и разоблачением жестокой и безразличной феодальной системы, чему способствует мощный кинодебют Шабаны Азми в роли служанки.
В драме «Конец ночи», где жену учителя похищают помещики, Бенегал продолжил использовать строгий кинематографический язык, лишенный типичных коммерческих клише.
Этот фильм продюсировали 500 000 фермеров, каждый из которых внес по 2 рупии. Они приезжали целыми грузовиками, чтобы посмотреть «свой фильм», что сделало его чрезвычайно успешным в прокате.
Фильм в целом основан на жизни известной маратхи-актрисы 1930-1940-х годов Хансы Вадкар, которая вела, мягко говоря, яркую и нетрадиционную жизнь. Фильм получил восторженные отзывы во всем мире.
В отличие от большинства создателей «нового кино», у Бенегала были частные спонсоры для многих своих фильмов. После успеха первых проектов его поддержал актёр Шаши Капур, для которого он снял «Безумие / Junoon» (1978) и «Наша эра / Kalyug» (1981).
Первый, действие которого происходит в бурный период индийского мятежа 1857 года, является одним из самых стильных фильмов Бенегала. Он тщательно детализирован и визуально привлекает большое внимание.
А вот второй, «Наша эра» — сложное повествование о политике в корпоративном мире. Он основан на Махабхарате и, несмотря на сильные моменты, все же не дотягивает до предыдущих работ режиссера.
К сожалению, в 1980-х годах, с крахом Нового Кино, фильмы Бенегала не получили должного проката и он ушел на телевидение, где успешно снял несколько сериалов.
Вышедший под его руководством сериал «Bharat Ek Khoj», основанный на книге Джавахарлала Неру «Открытие Индии», рассказывает о 5000-летней истории Индии от ее зарождения до независимости от британцев в 1947 году. Это был крупнейший проект, когда-либо реализованный на индийском телевидении.
Бенегал вернулся к созданию художественных фильмов после шестилетнего перерыва и с тех пор регулярно снимает художественные фильмы, но с неоднозначными результатами.
«Разные судьбы» (1992), «Роковая любовь / Зубейда» (2001), «Лидер Субхас Чандра Бос: Забытый герой» (2005) побывали на фестивалях и получили высокие награды (в том числе Национальные премии). Но многие критики отметили, что его проекты потеряли глубину и стали более пресными.
«Добро пожаловать в Саджанпур» (2008) был отчасти долгожданным возвращением в форму для Бенегала. В фильме рассказывается о Махадеве (Шрейас Талпаде), который является одним из немногих образованных молодых людей города.
Он хочет стать писателем, но ему легче зарабатывать на жизнь написанием писем, сидя рядом с почтовым отделением. Его способность писать убедительные письма делает его популярным среди неграмотного населения Саджанпура.
Осознавая эту силу, он вскоре использует свой талант, чтобы манипулировать людьми с забавными, а иногда и не такими забавными моментами… Более легкие сцены с хорошо написанными диалогами постоянно вызывают улыбку у зрителей. Фильм также стал достаточно успешным в прокате. Однако его последний фильм «Колодец вырыт, папа!» (2010) — большое разочарование.
Помимо полнометражных фильмов, Бенегал также снял несколько документальных фильмов, в том числе «Ребенок улиц» (1967), «Неру» (1983), «Сатьяджит Рай» (1984) и «Симфония природы» (1990).
Бенегал получил несколько наград за свою выдающуюся кинематографическую карьеру, но ни одна из них не была столь престижной, как высшая награда индийского кино — премия Дадасахеба Фалке за его огромный вклад в индийское кино.
Друзья, я решила больше рассказывать вам об индийских режиссерах, поэтому объединила все статьи под тэгом #режиссеры bollywoodtime
Подписывайтесь на него и читайте новые статьи. Спасибо, что вы со мной ♥