В 2003 году в издательстве «Бертельсманн» вышла книга Кристофа Ройтера «Моя жизнь - оружие. Террористы-смертники: психограмма одного феномена». Автор в то время работал корреспондентом журнала "Штерн" в Багдаде. Часть этой работы приведена в статье "Паразиты гнева: как «Аль-Каида» вербует новых боевиков", опубликованной в журнале Internationale politik. 2004. №4. C. 17-27. События, о которых рассказано в работе Ройтера, непосредственно предшествуют эпопее с появлением на свет "Исламского государства", его экспансии на значительную часть исламского мира. Эта работа проливает свет на обстоятельства произошедшего, раскрывает суть организационной машины терроризма в XXI веке.
Гораздо больший интерес мировой общественности привлекает другой плацдарм «Аль-Каиды»: небольшое, крайне удаленное и недоступное горное пристанище одной некогда курдской группы исламистов в автономном вплоть до последней иракской войны Северном Ираке. Там, непосредственно на границе с Ираном, в горах Хавраман обосновалась самая радикальная группировка курдских исламистов «Джунд аль-ислам»/ «Армия ислама», которая вела от случая к случаю перестрелки с курдскими боевиками властвовавшего в Восточном Курдистане Патриотического союза Курдистана (ПСК).
К октябрю 2001 года, что совпало по времени с бегством десятков арабских ветеранов войны в Афганистане от американских войск в курдское высокогорье, группа сменила свое название, взяв безобидно звучащее имя «Ансар аль-ислам»/ «Поборники ислама» и развязала небольшую смертоносную войну против Патриотического союза Курдистана. Одновременно поборники создали, как в Афганистане, свое ригидное царство Божие, запретив алкоголь, музыку и амулеты, установили щиты, напоминающие о гневе аллаха, и стали подвергать нарушителей этих правил публичной порке плетьми. Наконец, в начале 2002 года «Ансар аль-ислам» осуществила один за другим четыре теракта с использованием смертников, чего в Ираке еще никогда не случалось. Были запланированы новые теракты, провалившиеся из-за недостаточной решимости молодых исполнителей, которых, в отличие от палестинцев, привели в послушание с помощью массивного нажима, посулов жизни в раю и наркотиков.
Расследования автора этой статьи во дни после захвата американским спецназом и курдскими боевыми подразделениями пристанища «Ансар аль-ислам» подтверждают рассказы захваченных ранее участников этой организации (8): «Ансар аль-ислам» была в самом деле сформирована из проникших в страну ветеранов афганской войны. Часть записей, таких как собрание проповедей Аймана аз-Завахири, второго человека и главного теоретика «Аль-Каиды», руководство по изготовлению биологических и химических ядов, а также взрывчатых веществ (наряду с найденной взрывчаткой) были отчасти полностью идентичны обнаруженным в Афганистане (9). Для вдохновения боевиков использовались видеозаписи боевых эпизодов в Чечне и Афганистане. Тот факт, что «Ансар аль-ислам» клялась бороться против мирового сионизма, но ее теракты никогда не выходили за пределы территории враждебных мусульманских соседей, наводит на мысль о, так сказать, локальной мутации этой новой организации. Смысл и цель этого движения заключались не в том, чтобы наладить массовое производство боевых веществ, а скорее в организации курсов по подготовке шахидов со всего мира: им преподавали здесь эклектически сведенные воедино религиозные основы мирового джихада и обучали изготовлять взрывчатые вещества и яды из легко добываемых ингредиентов. Вопреки американским обвинениям, у этой организации не было тесной связи с режимом Саддама Хусейна в Багдаде.
Часть 1. Паразиты гнева. Как Аль-Каида вербует новых боевиков
Часть 3. «Ансар аль-ислам» в Ираке
__________________________________________________________________________________________Примечания:
8 На протяжении многих недель автор мог вести многочасовые интервью в тюрьме спецслужб Патриотического союза Курдистана в Сулеймании, в том числе с причисляющим себя к «Аль-Каиде» Каисом Ибрагимом Кадыром, с бывшим сотрудником иракских спецслужб Абдеррахманом аш-Шаммари, который многие годы прожил среди боевиков «Ансар аль-ислам», а также с двумя высланными террористами-смертниками, которые незадолго перед выполнением своей миссии струсили и сдались властям, но не хотели называть своих имен.
9 Интервью одного из западных информационных агентств с экспертами «Аль-Каиды».