«Сколько льда нужно бросить в стакан, чтоб остановить Титаник мысли?»
И.А. Бродский.
В Русской истории можно найти много примеров выдающихся людей. Я счастлива, что у каждого из нас есть возможность прикоснуться к тем произведениям искусства, которые они оставили после себя, вобрать их мудрость, понять их смысл и почерпнуть бесценный жизненный опыт. Среди них я хочу выделить поистине выдающегося человека, поэта, эссеиста с большой буквы - Иосифа Александровича Бродского.
Каждое произведение Бродского наполнено целой бурей эмоций. Читатель, который знаком с его биографией, может более детально и глубоко прочувствовать все страдания, переживания. Ту трагедию, которую поэт хотел показать людям через свои стихи и многочисленные эссе. В 1962 году двадцатидвухлетний Бродский встретил первую и настоящую любовь Марину Басманову. С этого времени девушке, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. Как пишет биограф Бродского Лев Лосев, «стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». По словам близких друзей Бродского, незадолго до смерти поэт был в депрессии. Ее следы можно найти во многих стихотворениях. Среди них хочу выделить произведение «Натюрморт», в котором поэт «выревел горечь обиженных жалоб». Оно имеет глубокий философский смысл. На основе личных впечатлений Бродский описывает искренние переживания человека, связанные с его переходом в разряд «неживой природы». Стихотворение построено на сравнении человека с вещью (что является одной из центральных тем его творчества). Живое мыслящеe сущеcтво протеcтует против такого сравнения, но смерть cтирает различия между живой и неживoй прирoдой. Он утверждает, что вcегда ненавидел людей, ему неприятeн их «непокидаемый вид». В этом содержится намек на сoветское общество, которое Бродский считал серым и убогим. Такой взгляд обoстрен болезнью и ожиданием возможной смерти. В интернете есть запись, где поэт при воспроизведении этого стихотворения не смог сдержать эмоции, как и при прочтении многих произведений в аудитории американских вузов. Он не боялся быть настоящим. Многие стихотворения и высказывания Бродского заставляют людей задуматься о смысле жизни, о своём предназначении. Он говорит просто о сложных вещах, иронично подмечает детали. Его работы настолько проницательны, что могут заставить даже самого черствого человека пустить слезу.
Биография поэта невероятно многогранна. Свою жизнь в Ленинграде позже Бродский назвал «черно-белым кино». На его долю выпало очень много страданий, потерь и душащей несправедливости. Бродский не боялся резких, по мнению правительства, высказываний. Он был честен с собой и со своими учениками, читателями всегда. До самого последнего вздоха. СССР был не способен оценить такого величайшего человека, как Иосиф Александрович Бродский. Его обвиняли во многих вещах необоснованно, а потом вовсе изгнали. Никто не хотел, чтобы имя Бродского ассоциировалась с Советским Союзом. Америка, по словам поэта, привлекла его индивидуальностью. Только там он мог так полно выражать свои мысли и чувства. Все восхищались его уникальностью. Простота, которая для некоторых казалась дерзостью и наглостью, была частью его гениальности.
Нам следует многому поучиться у этого гениального человека. В многочисленных интервью он говорит о тех вещах, которые будут актуальны в любое время. Например, о том, как каждый должен определять себя: «Скажем, я добрый человек или я жадный человек?». По мнению Бродского, только после ответа на подобного рода вопросы, мы должны определять свою принадлежность к какой-либо национальности. Для него, прежде всего, было важно внутреннее содержание личности, то, кем она является на самом деле, а не то, кем она хочет казаться.
Я с гордостью могу назвать этого человека своим современником. Именно такие люди застуживают почета, уважения, вечной славы. И я точно уверена, что к его «нерукотворному памятнику» никогда «не зарастёт народная тропа».