Свобода/необходимость
Представьте себе чашу. Её объём мы обозначим за 100%. За количество свободы мы принимаем объём воды, находящейся в стакане. За «необходимость» мы принимаем мёд (на самом деле вы можете представлять любые жидкости или Газы, главное, – чтобы объём в 100% делился на две составляющие, два отношения).
Какое бы мы не рассматривали представление о деятельности многих людей или одного человека, мы представляем её не иначе, как произведением отчасти свободы человека, отчасти законов необходимости.
Говоря о переселении народов и набегах варваров, или о распоряжениях Наполеона Третьего, или о поступке человека, совершенном час тому назад, состоящем в том, что из нескольких направлений прогулки он выбрал одно, –мы не видим не малейшего противоречия. Мера свободы и необходимости ясно определена для нас. В каждом рассматриваемом действии мы видим известную долю свободы и известную долю необходимости.
Человек тонущий, хватаясь за него и потопляя его, или изнурённая кормлением ребёнка голодная мать, крадущая пищу, или человек, приученный к дисциплине, по команде в строю убивающий беззащитного человека,– представляются менее виновными, то есть менее свободными; и более подлежащими закону необходимости тому, кто знает те условия, в которых находились эти люди; и более свободными тому , кто не знает, что человек сам тонул, что мать была голодная, солдат был в строю и т.д.
Точно так же поступок человека двадцать лет тому назад совершивший убийство, и после того спокойно, безвредно живший в обществе, представляется менее виновным; поступок его – более подлежавший закону необходимости для того, кто рассматривает его поступок по истечении двадцати лет, и более свободным тому, кто рассматривал тот же поступок через день после того как он был совершен. И точно так же поступок человека сумасшедшего, пьяного или сильно возбужденного представляется менее свободным и более необходимым тому, кто знает душевное состояние того, кто совершил поступок, и менее необходимым и более свободным тому, кто этого не знает.
Во всех этих случаях увеличивается или уменьшается понятие о свободе и, соответственно тому, уменьшается или увеличивается понятие о необходимости,–смотря по той точке зрения, с которой рассматривается поступок.
Все без исключения случаи, в которых увеличивается или уменьшается наше представление о свободе и необходимости, имеют только три основания:
1. Отношение человека, совершившего поступок, к внешнему миру.
2. Ко времени
3. К причинам, произведшим поступок.
Первое основание есть большее или меньшее видимое нами отношение человека к внешнему миру, более или менее ясное понятие о занимаемом положении в обществе этим человеком.
За основу взят эпилог романа-эпопеи "Война и мир" Л.Н.Толстого.