Рассказываем о том, каким образом двум российским постпанк-группам удалось прогреметь за пределами родины, не потеряв свою идентичность
Современную российскую постпанк-сцену технически можно разделить на две группы. Первая — это, что называется, классический постпанк, наследующий традиции легендарного коллектива «Кино». Характерные черты — это, во-первых, эстетика «русской тоски»: панельки-многоэтажки, пространство города, осмысление смерти, частично — тоска по Советскому Союзу. Во-вторых, с точки зрения звука, — активное использование драм-машины или синтезаторов, несложный зацикленный ритмический рисунок, мрачное и местами готическое звучание либо, наоборот, танцевальное.
Вторая же условная группа значительно меньше первой по своим объемам. Строго говоря, к этой группе можно отнести всего два постпанк-коллектива: Motorama и Human Tetris.
Для них характерно более мягкое звучание, некая легковесность текстов и меланхоличность мелодики. Текстуально это более образные и абстрактные песни, нежели в первой группе — в них много природных явлений, тоски по дому, общей описательности. В отличие от мегаполиса здесь, наоборот, воспевается пространство пригорода. И, что симптоматично, все песни эти команды исполняют исключительно на английском языке. Может быть, это и стало причиной того, что обе группы стали в одночасье известны за рубежом, а именно в Латинской Америке и азиатских странах.
При этом нельзя сказать, что творчество этих групп полностью абстрагировано от аутентичного культурного фона — вовсе нет. Так, в клипах группы Motorama можно неоднократно встретить отсылки к современному и советскому Ростову, а Human Tetris, например, одну из песен посвящает лету в Крыму.
Как несложно догадаться из озвученного выше, Motorama берет свое начало в Ростове-на-Дону. Казалось бы, небольшой город сильно урезает возможности музыкального коллектива обрести мировую известность. Однако уже в 2011 году, через год после выхода своего первого полноформатного альбома, группа отправляется в свой первый зарубежный тур. Human Tetris — московская группа, которая собирает полные залы в в Аргентине; в России же название этой команды известно лишь в локальных кругах — среди поклонников жанра либо подписчиков небезызвестного сообщества ВК «Родной звук».
Однако обе команды нашли своего слушателя (а быть может, это слушатель их нашел, что не менее отрадно). И пожалуй, то, что за рубежом команды гораздо более известны, чем на родных просторах, можно назвать своего рода феноменом. Стираются культурные рамки, российская музыка выходит за географические пределы — лет десять назад о подобном и речи не было и быть не могло. Но времена меняются, российским инди-исполнителям становится тесно в границах своей страны — и они, осознанно или стихийно, берут выше. А мы можем этому только порадоваться.