Дело было в 70-е годы прошлого века. Частный сектор, шахтёрский район – рядом расположены три шахты. Одну из них вы часто видите на подтитульном фото в шахтёрских историях (см. ниже).
В небольшой избушке жила одна старушка. В смысле, жила одна. С виду сухонькая и неказистая, а на деле подвижная и энергичная бабуся. Однажды из-за какой-то ерунды повздорила с ней соседка. Да так крупно осерчала, что пошла в милицию и написала на неё кляузу – так, мол, и так; брагу ставит соседка во фляге и самогон из неё гонит. То бишь, брагу варит. Но ввиду того, что статья носит отнюдь не образовательный характер, а потому технологию процесса производства алкоголя в домашних условиях оставим в стороне.
Итак, дежурный в районном отделении милиции принял от заявительницы бумагу с жалобой на нерадивую соседку. Сигнал получен, надо действовать. Отправляет наряд из двух милиционеров к бабусе с проверкой и если подтвердится факт, изложенный в заявлении, принимать жёсткие меры. Милиционеры взяли под козырёк, сели в жёлто-синий «бобик» и направились по указанному адресу.
Ранняя весна, пока ещё мало похожая на весну. Снега по пояс, с крыш свисают сосульки. В безоблачном небе ярко светит солнце.
Подъехали к калитке, вышли из машины и по узкой тропинке направились в дом. Соседские собаки залились лаем на непрошенных гостей, в окна выглянули удивлённые лица – к кому милиция пожаловала и что случилось в их тихом крае? Самые любопытные вышли на улицу, перешёптываются меж собой и кивают на домик одинокой старушки. Неужто чего начудила?
Между тем, заходят милиционеры в дом, хозяйка ахнула от неожиданности. Визитёры в погонах поздоровались:
– Здравствуй, бабунька!
Старушка скрестила на груди руки и вторит им в ответ:
– Здрасьте вам, сынки. Чего в пороге встали? В горницу проходите.
Нежданные гости прошли к столу, старший начинает разговор:
– Пришёл к нам в отделение сигнал, что брагу ты ставишь и самогон варишь. С проверкой приехали, факт проверить.
Старушка не противится:
– Да что там проверять-то? Конечно, ставлю. А как же мне иначе? Живу одна, старая я уже. Кто поможет? А осенью дров наколоть надо и в дровницу сложить; угля привезть надо и в углярку его скидать. Сейчас снег стает, огород скопать надо. У меня силов-то нет. А я мужуков найму, они мне всё сделают. Я им самогонки-то и налью, они рады и мне хорошо. Пенсия-то у меня небольшая, но на жизню хватает...
Старший перебивает рассказчицу:
– Значит, брага есть.
Старушка соглашается:
– Конечно, есть. А как же иначе-то? Скоро снег стает, огород надо скопать. Мужуков найму, они мне скопают, а картошку-то я сама потихоньку посажу...
С ручкой в руках над протоколом старший наряда опять перебивает старушку:
– Коли есть факт наличия браги, надо подтвердить факт её присутствия.
Старушка от изумления вытянула лицо:
– Чего?
Милиционер переспросил:
– Как это чего?
Старушка поясняет:
– Ну как чего? Сказал чудно – чего факт надо?
Стараясь сохранять строгое спокойствие, молодой напарник разъясняет:
– Где брага спрятана?
Старушка опять скрестила руки на груди:
– Сыночки, да почему ж спрятана-то? Да вон она во фляге-то стоит, телогрейками накрыта. Её ж в тепле держать надо, а то бродить неважно будет...
Старший снова перебил хозяйку:
– Ну так давай, показывай. Мы должны зафиксировать и в протокол занести акт осмотра.
На невысоком табурете около печи стояла алюминиевая, молочная фляга. Хозяйка сбросила с неё фуфайки, подняла крышку и комната наполнилась резким, бражным запахом. Милиционеры заглянули внутрь – наполовину фляга была наполнена густой, пенящейся жидкостью. Милиционеры кивнули друг другу головами – согласно заявлению брага в доме присутствует, факт подтвердился. Старший наряда командует старушке:
– А ну-ка, зачерпни нам по кружечке.
Хозяйка достала из стола железную, эмалированную кружку и, размешав пену, зачерпнула полную браги. Первую кружку продегустировал старший, вторую отведал напарник. Старший снова продолжает заполнять протокол. Оторвавшись от писанины, он спрашивает у старушки:
– Бабунька, а у тебя в доме вода есть?
Старушка воскликнула:
– Сыночки, да как же не быть? Есть, конечно. Вон в бачке стоит. Вечор с колодца потихоньку натаскала...
Старший снова спрашивает:
– А мука найдётся?
Старушка кивает:
– Конечно, найдётся. У меня и пшениШная есть, и ржаная мука есть. Стряпать-то я стряпаю. А как не стряпать? Вон, скоро Масленица будет, блины испечь надо...
Не дав договорить, старший командует:
– Дай-ка нам ведро и муки, дальше мы сами сделаем.
Старушка с лавки у бачка сняла ведро, милиционеры заполнили его водой, всыпали муку, хорошенько размешали. Поглядел в окно – на улице толпились соседи, наверняка, обсуждали старушку. Взяв ведро с мешанкой, старший наряда разразился гневной речью и вышел за дверь на крыльцо:
– Не достойно советскому гражданину... гражданке вести антиморальный образ жизни! За самогоноварение наказывали и будем жёстко наказывать нарушителей советского закона!
Соседи на улице враз замолчали и повернули головы на милиционера с ведром в руках. С крыльца он выплеснул из ведра жидкость и быстро вернулся в дом. Соседи полушёпотом зашушукались.
Милиционер зашёл в дом, протягивает подчинённому ведро и командует:
– Быстро замешивай второе ведро, – и хитро подмигнул старушке.
Не мешкая подчинённый приготовил второе ведро мешанины. Громко ругаясь, старший опять пошёл на крыльцо выливать жидкость при свидетелях:
– Выпишем штраф, накажем рублём. В следующий раз сто раз подумает, как переводить сахар на непотребное пойло!
Одним махом вылил мешанину и бегом в дом. Отдал ведро хозяйке, та с растерянным видом интересуется:
– И што теперя? Оштрафуете?
Старший наряда махнул рукой:
– Да не переживай ты. Всё будет чин чинарём. Зачерпни-ка лучше нам ещё на дорожку и мы поедем.
Выпили стражи порядка ещё по кружке. Вытирая рот ладонью, старший заметил:
– Эх, хороша бражка! Бабуня, гляди у меня, чтобы самогонку выгнала.., – и он потряс в воздухе кулаком. – А если выгонишь дурную «сивуху», приеду штраф выпишу. Поняла?
Старушка закивала головой:
– Да как же не понять? Поняла, конечно.
Старший наряда улыбнулся:
– Ну вот и славно. А за штраф не переживай. Брагу обнаружили, вылили, соседи засвидетельствовали. На первый раз порицание, соседи тоже слышали. Только с соседкой своей потише, что б она, язва такая, жалоб больше не писала. А то мы обязаны реагировать и на место выезжать.
Собрав со стола бумаги в папку, милиционеры вышли из дома, сели в милицейский УАЗик и уехали прочь.