Найти тему
ПРОБУЖДЕНИЕ

ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ПРАВОСЛАВИЯ. Должно быть великодушным к оскорбителям и не мстить своим обидчикам.

Из Отечника

Отцы рассказали об одном великом старце, что, когда кто-нибудь приходил к нему за советом, он обычно говорил: «Вот, я беру на себя роль Бога и сажусь на судейском престоле. Как ты хочешь, чтоб я тебя судил? Если скажешь помилуй меня, Бог тебе скажет: «И ты помилуй своего брата». Если хочешь, чтобы я, Бог, простил тебя, прости и ты своего ближнего. Ибо разве может быть несправедливость у Бога? Ни в коем случае. Но наше спасение в нашей власти».

Обиженный брат пришел к авве Сисою и сказал: – Брат обидел меня, и я хочу отомстить ему.

– Нет, чадо, оставь отмщение Богу, – посоветовал старец.

– Я не успокоюсь, – упорствовал обиженный, – пока сам не отомщу.

– Помолимся, брат, – предложил старец, стал на молитву и произнес, – Господи, нам уже не нужно Твое попечение о нас. Мы сами за себя можем отомстить.

Когда брат услышал это, пал в ноги старцу и воскликнул:

– Больше не буду воевать с братом, прости меня, авва.

Из Антиоха Пандекта

О Иакове, брате Иоанна Богослова, рассказывали, что судья, вынесший ему приговор, увидев, что его повели на смерть, раскаялся и пал к его ногам со словами:

– Прости меня.

Иаков остановился, сказал:

– Мир тебе, – и расцеловал его.

Судья тут же при всех объявил себя христианином, стал рядом с осужденным и вместе с ним разделил самую высокую награду.

Из аввы Исаии

Брат, если услышишь, что кто-то сделал тебе зло, поспеши противопоставить свою добрую волю его злу. Не воздавай в сердце своем тому, кто тебя огорчил, не порицай, не суди его, не оговаривай, не разноси о нем слухи. Если в тебе есть еще страх геенны, уничтожь помысел, который внушает мстить ближнему. Скажи себе: «Жалкий человек! Ты должен молиться о прощении грехов своих. Бог тебя терпит до сих пор и не являет твои грехи. Как же ты смеешь в гневе на ближнего разносить слухи о нем? Если ты так поступишь, Бог не простит тебе твои грехи и объявит их всем на свете».

Это размышление смягчит твое сердце, и, отказавшись мстить ближнему, ты обретешь милость у Бога. А если твое лукавое сердце ожесточено на ближнего, знай, что нет в тебе еще памяти о грехах перед Богом. Ты труслив, боишься даже покаяться в своих грехах, на какое же прощение ты рассчитываешь?

Не будем гневаться на ближнего за то, что он что-то нам сказал, не подумав. Он не по своей воле это сказал, но под действием того, кто наших братьев против нас подстрекает: чтобы мы возненавидели друг друга и оказались под его властью. Будем внимать святым заповедям нашего Спасителя, отсекая свою волю. Если мы любим только тех, кто нас чтит или слушается, чем мы отличаемся от язычников? Если мы молимся только за наших благодетелей, то же самое делают и мытари. Если мы рады только тому, кто нас хвалит, так же поступает любой грешник.

Из аввы Марка

Один ученый законовед спросил аскета:

– Прошу тебя, объясни, мне хотелось бы знать, почему монахи считают, что не нужно судить обидчиков?

– Не мстить обидчикам – Божия заповедь, – ответил старец. – Он сказал через пророка: Мне отмщение, и Я воздам, говорит Господь (Рим 12, 19). И в Евангелии Он сказал: Если вы будете прощать..., то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14–15). Во многих местах Писания повторяется это. Неужели можно предложить более праведный закон, чем Божий, и раньше времени считая себя безгрешным, судить обидчиков?

– Но ведь правители, – возразил законовед, – наказывают обидчиков, чтобы восстановить справедливость к обиженным.

– Судьи не согрешают, наказывая обидчиков, – заметил старец. – Но кто предает обидчиков судьям, а не суду Божию, вот те согрешают. Прежде всего зло, накапливающееся в человеке, взывает к покаянию, а не к отмщению. Затем, даже если ты претерпел несправедливость, следует по Божьему велению простить обидчику для того, чтобы и тебе простились твои прегрешения. А человеческое возмездие сделает непростительным твое зло.

Всем мира, любви и добра!