Добрый вечер, уважаемые читатели канала "Не хлебом единым"! Наша земная жизнь не отделима от времени, вне его мы не можем себя представить. Время течет неумолимо, и мы меняемся вместе с ним, стареем, истлеваем. Чем закончится время, к чему оно нас приведет? Порассуждаем сегодня на эту тему.
ВРЕМЯ – философская категория, выражающая длительность бытия и смену состояний материальных систем и процессов (Краткий словарь философских терминов). Как видите, время определяется здесь как изменение материи, но что оно представляет само по себе, непонятно. К тому же, у изменения может быть разная скорость. Сутки, месяцы, годы - это скорее расстояния. Но ведь расстояние можно преодолеть с разной скоростью... А сложность вот в чем.
Время неотделимо от самого бытия, неотделимо от творения. С ним и им начинается книга Бытия: " В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). То есть появление времени и начало процесса творения одномоментны. Так если, например, есть движение и покой, наблюдая и сравнивая, мы можем их различить, то времени нам нечего противопоставить, не с чем сравнить, даже вечность мы представляем как долгое-предолгое, бесконечное... время. Мы не можем выйти из времени в своем мышлении.
Понимая это, можно ответить на вопрос: где находится Бог, и когда Он появился. Нигде и никогда! Время - категория тварного бытия, время сотворено Богом, Ему Одному подвластно, но Он, как Всемогущий, разумеется, времени неподвластен.
Далее, астрономическое время (солнечные, лунные, звездные циклы) не совпадает с биологическим (протекание биологических процессов) и антропологическим (то есть временем, как его воспринимает человек).
В Писании мы видим, как от Адама срок человеческой жизни сокращается: "Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер" (Быт.5:5). Ной жил 950 лет. После потопа люди живут уже меньше. Например, сын Ноя Сим - 600 лет. После вавилонского столпотворения, которое случилось при жизни Евера, люди живут в среднем 200-250 лет. Ко времени Авраама это время уменьшается до 150-170 лет. Ко временам Давида (XI в. до н. э.) нормальным считается уже срок 70-80 лет. Этот срок жизни считается таковым и в наше время.
Кто-то смеется над такой продолжительностью жизни древних людей. Но тот, кто так делает, не задумывается о том, что в Библии не сказано, что скорость того времени была равна скорости времени нашего... Вполне возможно, что "наши" 900 лет текут по-другому.
На мой взгляд стоит задуматься, почему именно после всемирного потопа и вавилонского столпотворения Бог сокращает срок (или сжимает время?) человеческой жизни. Видимо, это был единственный способ ограничить возможность человека грешить.
Человек и весь тварный мир, поставленный Богом во временные рамки, после грехопадения ощутил именно бремя времени: его всегда не хватает. Нехватка времени в наибольшей мере ощущается в наши дни, с другой стороны, во все времена люди отмечали скоротечность жизни, горевали о потерянном времени.
Цель создания времени, говоря строгим языком - это возможность для людей самоопределиться в отношении Бога, возрасти (в худшем случае низпасть) в Духе, чтобы после смерти достигнуть встречи с Творцом.
Время - своего рода Домоклов меч, висящий над нашими головами, оно неумолимо истекает: "скажи́ ми, Го́споди, кончи́ну мою́ и число́ дні́й мои́хъ, ко́е е́сть, да разумѣ́ю, что́ лиша́юся а́зъ.". (Пс.38:5)
С момента нашего зачатия в отношении человека время начинает обратный отсчет. Рождение (зачатие) и смерть - точки, ограничивающие наше земное бытие. В масштабе вечности они едва ли заметны, но ими определяется возможность нашего спасения!
После грехопадения с категорией времени связывается тление, то есть не просто изменение процессов, состояний, а именно истлевание, разрушение (смерть). Если бы грехопадения не произошло, то земному бытию тоже пришел бы конец, но он был бы связан не с разрушением земного мира, а его преображением.
Писание говорит и о том, что время хоть и необходимая, но не обязательная категория бытия. Время - принадлежность бытия только земного, в этом заключается и его ограниченность, и его ценность.
"И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет" (Откр.10:5,6).
Даже две важнейшие добродетели - вера и надежда - ценны только на земле и перестанут существовать в Царстве Небесном именно потому, что связаны непосредственно со временем: надежда и вера живут только будущим, в настоящем они немыслимы. Когда на Страшном Суде мы все встретимся с Творцом, необходимость верить и надеяться на Него отпадет.
Воскрешенные Христом верующие, вошедшие в жизнь вечную, приобщатся Божьего, вечного, неизменного бытия. Кончится череда испытаний, неразделимо связанная со временем, спадет бремя времени, именно поэтому после Страшного Суда невозможно будет покаяние, ибо оно подразумевает перемену!
Зная это, так важно ценить данное нам время, помня, что оно дано нам в залог, Если мы правильно воспользуемся этим залогом, то приобретем вечность!