Книга прочитана на одном дыхании. Читала с подсознательным желанием узнать, что же будет дальше. «Ну же, ну же, что там впереди?». Камю мастерски сумел накалить атмосферу так, что оторваться от книги было невозможно.
Сюжет романа незамысловат. В центре повествования – небольшой алжирский город, который в одночасье закрыли из-за эпидемии чумы. И вроде бы не средневековье, а середина 20го века, никто и подумать не мог, что в этой страшной болезни сгорит такое количество людей.
Удивительно, как Камю удалось передать чувства и страдания каждого жителя города. Он писал о них как о едином целом, как об одном персонаже. В сущности, город – и есть главный герой повествования. Да, периодически перед глазами мелькает какой-то доктор, иногда упоминается мелкий репортер, но они, на мой взгляд, лишь оттеняют по-настоящему важные события. Камю не ставит перед собой цель «нарисовать вселяющий бодрость образ героя», нет, это роман-хроника, и интерес вызывает именно то, как город справляется с постигшей их бедой.
При этом центральные персонажи не являются пустыми и поверхностными. На протяжении всей книги я видела и чувствовала каждого из них, какими они были, что испытывали и думали, какими они стали. Каждый персонаж, столкнувшись со смертью лицом к лицу, старается следовать своим идеалам и ценностям.
Более авторитетные люди утверждают, что здесь явно прослеживается аналогия с фашизмом, но лично я ее, аналогию, то есть, не нашла. Так, любую эпидемию можно сравнить с негативными событиями, и имел ли автор это ввиду, лично я не знаю. Впрочем, это можно списать на скудость моего ассоциативного мышления.
Отдельного восхищения достоин язык автора. Здесь нет высокопарных фраз и заезженных истин. Простые, повседневные слова, словно ноты, естественным образом сливаются в единое чудное полотно, давая читателю возможность насладиться тонким слогом автора. Читать роман не легко, тематика тяжелая и книга просто пропитана отчаянием, безнадежностью и болью. Но стоит только начать читать, оторваться уже невозможно.