Найти в Дзене
Никита Рязанский

Смертельная офицерская забава

20 мая 1894 года с личного одобрения императора Александра III в свет выходит приказ военного министра Российской Империи о государственной легализации дуэлей среди офицеров.

Дуэли в России, появившиеся в Европе уже в XIV веке, долгое время оставались противозаконным, но оттого не менее привлекательным способом отстоять свою честь в обществе для большого числа русских дворян. Подобные смертельные поединки были методом разрешения конфликтов, прочно вошедшим в русскую культуру и ставшим неотъемлемой частью образа русского офицера.

Дуэли до 1894 года

Впервые дуэли в России стали проводиться во второй половине XVII века среди офицеров так называемых «полков иноземного строя», где служили по большей части европейцы, подданные русской короны. При Петре I дуэли, получившие массовое распространение среди отечественной знати, оказались под строжайшим запретом: офицерам категорически запрещалось проведение каких-либо поединков, за вызов на дуэль человека могли лишить офицерского звания, а само участие в схватке каралось смертной казнью.

-2

Во времена правления Екатерины II организация и участие в дуэли получили новое законодательное рассмотрение: в соответствии с «Манифестом Императрицы о поединках» (издан 21 апреля 1787 года) убийство на дуэли становилось в один ряд с уголовными преступлениями, а инициатора поединка ожидала ссылка в Сибирь.

Несмотря на законодательные запрещения дуэлей, они продолжали набирать популярность. Расцвет «дуэльной лихорадки» пришёлся в Российской империи на конец XVIII -начало XIX века, совпав по времени с развитием идей декабристов, глубоко чтивших традицию «благородной дуэли». Вопреки государственным указам, запрещающим участие в подобных поединках, действительно частых случаев наказаний за это не было: причиной тому можно считать, в первую очередь, то, что в большинстве случаев главной целью была не месть, а защита офицерского достоинства, что не несло за собой пагубного, морально разлагающего эффекта.

П.С. Ванновский, военный министр Российской Империи в период 1881-1898
П.С. Ванновский, военный министр Российской Империи в период 1881-1898

Постепенно популярность дуэлей стала спадать, и к последней четверти XIX века они происходили крайне редко. Изданный в 1894 году с подачи лично императора указ военного министра П.С. Ванновского был воспринят общественностью с некоторой неожиданностью. Теперь честолюбивые поединки переживали второе рождение.

«Правила о разбирательстве ссор…»

Предпосылками к изданию такого указа можно считать стремление Александра III к укреплению боевого духа в армии. Российский император ставил главной своей целью возвращение «исконно русских традиций», какой он считал порядок русской дуэли.

Как следствие легализации дуэлей был восстановлен престиж офицерской службы. Высшие чины армии получали теперь привилегии, недоступные гражданским: защита права на самоуважение путём демонстрации того, какую несерьёзную ценность представляет собой жизнь офицера в сравнении с его достоинством. Для служивого сословия разрешение на защиту личной чести стало своего рода почётной царской милостью.

И всё же указ, получивший название « Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», не предусматривал проведение дуэлей в том виде, какими они были в прежние времена. Новый узаконенный порядок предполагал рассмотрение дела собранием офицеров и командиром войсковой части: в ходе общего совещания задачей офицерского суда было найти возможность примирения противников. Если мирного решения не находилось, враждующим сторонам предоставлялась возможность стреляться. Кроме того, определённым нововведением стал проект создания официальных дуэльных кодексов, которые так и не были изданы; прежние негласные правила теперь должны были стать официально утверждёнными, но из-за ряда неудобств и непрактичности инициатива не была принята.

Лейб-гвардия Николая II
Лейб-гвардия Николая II

Последствия легализации дуэлей

Однако красивая идея судебной комиссии ожидаемой реализации не получила. Ограничивающие законы в действительности ни на что не повлияли, и практически все офицерские поединки проводились в обход судебного совещания, за что дуэлянтам грозила ссылка на Кавказский фронт, а в крайнем случае даже разжалование в рядовые.

Уже за первое десятилетие (с 1894 по 1904 год) число дуэлей в России увеличилось многократно: если до введения указа они происходили от силы раз в год, то в данный период было проведено более 300 поединков, большая часть которых не оканчивалась серьёзными ранениями.

Так же указ не получил однозначно положительной оценки общественности: несмотря на воодушевление, с которым русское офицерство приняло новый закон, дуэль считалась традицией жестокой и варварской, не имеющей права на существование в цивилизованном обществе.

-6

Несмотря на то, что императорский указ разрешал проведение дуэлей только среди офицеров, легализация смертельных поединков затронула не только военных. Так, будущий министр внутренних дел Российской империи Пётр Аркадьевич Столыпин в своей молодости не раз сам вызывал обидчиков на дуэль; известный русский поэт Николай Гумилёв стрелялся на дуэли из-за женщины; страстным любителем дуэлей был лидер партии «Союз 17 октября» Александр Гучков.

Дуэли времён Белой армии

Дуэль как способ поддержания дисциплины в армии сохранялась и в годы гражданской войны, несмотря на нехватку кадров и плачевное состояние сил на фронте. Участники Белого движения, будучи сторонниками дореволюционных порядков, поддерживали традицию «поединков чести» даже в военное время, а потому дрались регулярно – по некоторым данным даже больше, чем в довоенное время. К моменту оккупации РККА Крыма (1920 год), генерал П.Н. Врангель попытался запретить поединки среди личного состава с целью избежать лишних смертей в рядах армии, но запрет действовал недолго.

П.Н. Врангель и казаки
П.Н. Врангель и казаки

В годы эмиграции русской интеллигенции традиция офицерской дуэли сохранялась, являя собой представление об образе благородного русского дворянина, для которого честь и личное достоинство оставались главнейшей ценностью, что ставили даже выше собственной жизни.