Св. преподобный Сергий Радонежский явился духовным спасителем Руси в эпоху самого страшного и трудного времени – зените монголо-татарского ига.
Он дал людям самое главное – надежду, чего не могли дать даже такие политики и воители как св. Дмитрий Донской, сначала одержавший победу на Куликовом поле, а через два года вытаскивавший горы обезображенных трупов из дочиста сгоревшей после очередного нашествия татар Москвы.
Собственно с Сергия Радонежского и начинается духовный подъем Руси, запечатленный в явлении его многочисленных учеников, святых людей, которые разойдясь по северу Руси и основывая новые монастыри, воочию являли завет своего учителя – жить в любви и единении по образу Святой Троицы.
О св. Сергии можно говорить много, но сейчас остановимся только на его кратком завещании, данном им братии перед своим вечным упокоением в 1392-м году. Оно в кратком виде со слов св. Епифания Премудрого звучит так:
«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную».
Попробуем разобраться, что же завещает нам «игумен земли русской» для спасения наших душ.
- «Внимайте себе, братие». Ведь это же парафраз знаменитого поучения Сократа – «познай самого себя».
Именно с этого и начинается спасение души. Когда человек переводит главный фокус своего внимания с внешних предметов, с внешних забот и тревог – на внутреннее свое состояние. Душа становится главным предметом его интереса, его забот и его изучения.
«Внимать себе» - это и есть заботливое внимание к своей душе, подобно тому, с какой заботой врач или мы сами осматриваем свое израненное или больное тело для его последующего лечения и выздоровления.
Тут полная аналогия – подобно тому, как для больного тела устанавливается особый покой или режим оздоровительной гимнастики, особая диета, особый набор лекарств, так и по отношению к больной душе.
Ей тоже нужна и особый «покой», оберегающий ее от вторжения внешней суеты, и особая диета, заключающаяся в более частом причащении Тела и Крови Христа и особый набор «лекарств» и «упражнений».
Это и покаяние в грехах, и молитвенное правило и возможная раздача материальной и духовной милостыни окружающим людям.
Идем дальше.
- «Прежде всего имейте страх Божий». У нас как-то все больше рассуждают о любви Божией, о том, что, дескать, Бог в душе – и чаще всего это выходит простая глупая болтовня, прикрывающая душевную пустоту на месте, где должен быть Бог.
Если уж такой светоч и столп веры как св. Сергий говорит не о любви к Богу, а о страхе перед Ним, то, что уж говорить о нас, грешных. Не может быть у нас никакой любви к Богу – да и не может она появиться по нашей безбожной жизни.
Если в душе Бог не стоит на первом месте, если мы ленимся хотя бы раз в неделю в воскресенье пойти в храм Божий – какая может быть к Нему любовь? Это чистой воды самообман.
Нет любви, потому что изначально не было страха, с которого и надо начинать выстраивая свои отношения с Богом. Будет страх – со временем, по мере очищения души придет и любовь, если мы будем этого достойны.
- «…чистоту душевную…» Да – увы»! – нам ее очень не хватает. У нас души заполнены всякой грязью и дрянью. Здесь и сексуальная грязь, и тщеславная, и алчная, и завистливая и горделивая…
Какой только грязи нет в душе! Без очищения от этой грязи и думать не стоит о спасении души.
Ничто грязное в Царство Небесное не попадет – аксиома духовной жизни. Поэтому сначала, «внимая себе» - выявим эту грязь, а затем потрудимся с помощью покаяния и воздержания очистить свои души.
И никаких «Бог в душе» - это глупый самообман всех слепых в духовном плане людей. Не может Бог находиться в грязной неочищенной душе. Наши души, если уж брать земные аналогии – это грязные, загаженные донельзя придорожные сортиры.
Там и ступить порой некуда, чтобы не вляпаться. А уж «запирать» Бога в такую душу - это было бы смешно, если бы кроме отвратительной вони не припахивало еще и кощунством.
Так что в полном соответствии с преподобным Сергием потщимся сначала очистить свои души, прежде чем приглашать в них Бога.
- «…и любовь нелицемерную». И ведь опять, не в бровь, а в глаз. Св. Сергий как будто видит из своего «далеко» нашу жизнь насквозь.
Чего-чего, а лицемерия у нас не просто хватает – мы просто захлебываемся в нем. Лицемерие и по отношению к Богу, и по отношению к людям.
К Богу – считаем себя христианами, будучи самыми настоящими язычниками – разве это не лицемерие? У нас не Христос на первом месте в душе, а… чего там только нет – от денег до любимых собачек. Но крестики на груди и побрызгать пасхальные яйца святой водой спешим обязательно… Как же – христиане!?
Что уж говорить по отношению к людям. Тут лицемерие уже полное. Все наши отношения не только к знакомым, но даже к родственникам построены на простом соображении: «чем они могут быть выгодны?»
Если ни чем, а тем более представляют какую-то угрозу нашим интересам – извините, и знать вас больше не желаем.
Вот и вся любовь! Но внешне взглянешь – сладкие улыбочки, поцелуйчики, объятия… Самые настоящие лицемеры!
А ведь лицемерие – это главный грех, который больше всего обличал Иисус Христос. И св. Сергий недаром обращает на это внимание.
Что ж – подводя итог, обопремся на математическую аналогию.
Если внимательнее присмотреться к завещанию преподобного Сергия, то видно, как его призывы касаются всех сторон души, всех направлений ее возможного развития.
«Страх Божий» - это вертикаль, она непосредственно связывает нас с Богом, показывая как правильно выстроить с Ним отношения.
«Любовь нелицемерная» - это горизонталь. Она учит нас правильно выстраивать отношения не только с Богом, но и с людьми.
«Чистота душевная» - это третье измерение, та «глубина» души, которая должна быть очищена для того, чтобы в нее мог вселиться Бог.
Да все три «измерения» души должны быть правильно выстроены для ее спасения.
Как в физическом пространстве для безопасной ориентировки в нем, мы должны опираться на три его измерения, так и в духовном пространстве души для ее спасения мы должны учитывать все три ее духовных измерения.
Этой духовной «стереометрии» нас учит не кто иной, как сам преподобный Сергий Радонежский.