Год: 2020, Россия
Жанр: комедия
Режиссер: Роман Каримов
Бюджет: 120 000 000 руб.
Возраст: 16+
Время: 109 мин.
В ролях: Любовь Аксенова, Борис Дергачев, Роман Курцын, Сергей Аброскин, Вера Кинчева, Святослав Королев, Владимир Карпук, Ефим Петрунин, Софья Райзман, Эндрю Суброто
Трешовые приключения русских на Бали.
Полюбившаяся зрителям Вася (Любовь Аксенова) возвращается спустя четыре года. Девушка за это время не очень изменилась: в центре внимания красотки по-прежнему мужчины, обладающие неким багажом (как правило, финансовым). Ее интрига с Пашей (Борис Дергачев) оставила след, который не дает покоя Кире (Вера Кинчева) — та отправляет мужа к психотерапевту в надежде доказать факт измены. Пока нарушаются все возможные законы этики консультирования, мы знакомимся с Максом (Роман Курцын), который со времен первого фильма отрастил бороду и оттого заметно прибавил в брутальности (вот где уместно звучало бы «у тебя есть борода — я скажу тебе «да»). Прогорев на пару с Гариком (Сергей Аброскин), он также сталкивается с Васей. В общем, путем нехитрых манипуляций все дороги персонажей ведут на Бали, где и разворачивается основное действие.
Сказать, что перед нами прямо-таки уникальная комедия, непросто. Мастер невульгарного юмора и своего рода антипод Жоры Крыжовникова с его форматом «как в жизни», Роман Каримов возвращается к знакомым персонажам, как и в случае с «Неадекватными людьми 2». Связи с первой картиной весьма условны, старые фразы и обещания не становятся двигателем сюжета сиквела. Более того, основная влюбленная пара первой части — Митя (Ефим Петрунин) и официантка Настя (Софья Райзман) — отошла на третий план. Ребята появляются лишь в паре эпизодов, чтобы стать спусковым механизмом новой истории.
События переносят нас на остров Бали — экзотическую локацию вдалеке от Москвы и Санкт-Петербурга, давно набивших глазам российских зрителей оскомину. Конечно, нет ничего постыдного, чтобы снимать кино в столицах, но Каримов — совсем не Анна Меликян, воспевающая в каждом втором проекте то пейзажи на Тверской, то петербургские «дворы-колодцы». Ближайшим коллегой по географическим изысканиям становится Евгений Шелякин, чей «Хэппи-энд» с Михаилом Гомиашвили и Владимиром Мишуковым происходит в Таиланде. Уфимский кинематографист не ставит целью поместить героев в зону Бали, знакомую группам туристов, — по ходу действия они окажутся и в кафе с неоднозначной репутацией, и на подпольном турнире по боям без правил.
В 2010-х на волне своей популярности Роман Каримов (не)вольно цитировал во «Все и сразу» и «Вдребезги» то Квентина Тарантино, то Гая Ричи. Прошло достаточно времени, чтобы уже поднаторевший режиссер, давно сформировавший самобытный, узнаваемый стиль, не оглядывался на «громкие» имена, а творил без оглядки. Герои с виду исключительно трешового сиквела находятся в постоянном движении, словно белки в колесе. Ведомые не всегда ясно сформулированными мотивами, Паша и Кира, Макс и Гарик, Вася и психолог, содействующий коварному плану, перемещаются из локации в локацию, минимально общаясь друг с другом. Кажется, что режиссер лишь создает для зрителя ширму, периодически напоминая: «Ребята, смеемся вот здесь». На поверку же сиквел «Гуляй, Вася!» выглядит не столько угарным треш-шоу, сколько большой ностальгией по тому, что мы потеряли.
Благодаря мастерскому монтажу и операторской работе события неизбежно откликаются — за внешним нелегко, но возможно разглядеть глубинное. Мы не просто наблюдаем на экране калейдоскоп скетчей на грани кринжа. Да, некоторые из них простоваты, другие глупы, но их основная проблема — нехватка свободного пространства. Между эпизодами крайне необходима передышка — будь то разговор героев по душам или хотя бы несколько секунд панорамы океана. Вероятно, именно это и подверглось изъятию, хотя не только (по некоторым данным, первоначальная версия картины длилась более трех часов).
Никуда не исчезает эффект проживания, который имел место и в первой части. Неоднородное наполнение внешнего слоя картины вступает в противоречие с болезненной ностальгией по компонентам социализма. Герой Дергачева половину фильма проводит на «необитаемом острове», на котором аборигены во главе с экс-пионером Данко (меткая ирония с неймингом) живут, как завещал товарищ Маркс. Излюбленный троп режиссера — бег по лезвию драматического «ножа», попытка заглянуть в бездну реализма — работает и здесь, но утверждать, что кинематографист опасается расширять свою зону комфорта, нельзя.
Отрицающий общество потребления, Каримов медленно и планомерно выстраивает в родном Отечестве пласт комедий, лишь мимикрирующий под типовые истории про быдло (в данном случае за границей). Как и «Неадекватные люди 2», сиквел «Гуляй, Вася!» эксплуатирует знакомые образы — ну и пусть. Перед нами ворох ярких и живых персонажей, которые пустились в забег на короткую дистанцию по балийскому пляжу и ностальгии по СССР. Осуждения за попытку и влезть на елку, и съесть икорку Роман Каримов точно не заслужил.