Личность учителя определяет очень многое. Авторитет перед учениками, умение и желание донести знания, профессионализм в деле, которому учишь, харизма – черты без которого не возможен настоящий учитель.
Я с нежностью вспоминаю свою первую учительницу изобразительного искусства Татьяну Петровну Пешкову. Она нравилась всем детям в художественной школе. Именно она первая рассказала нам основные понятия такие как: цвет, тон, блик, композиция. Научила держать карандаш и кисточку. Благодаря Татьяне Петровне, все в нашей группе захотели учиться дальше на художника.
За 13 лет учебы в художественных заведениях я видела много педагогов. Одни были хорошие профессионалы, но равнодушные к успехам своих студентов. Другие, хоть и старались, сами не умели рисовать и не знали, как учить. Некоторых я помню и благодарна им, других я забыла.
У студентов был дефицит адекватной и профессиональной подачи знаний. Иногда складывалось впечатление, что мы варимся в собственном соку. Учеба сводилась к эмпирическому опыту. Чем больше рисуешь сам, тем лучше результаты. Это очень длинный и неэффективный путь обучения, и в нем тоже не обойтись без наставника.
У нас все поменялось, когда к нам в художественное училище пришел Рудольф Николаевич Баранов – председатель Союза художников, один из ведущих художников Самары. Мы были первые его студенты, и он начал обучение совершенно иначе, чем остальные преподаватели. Все уроки композиции, подготовки к диплому он проводил у себя в мастерской, где на своих работах показывал, то, что хотел донести до нас.
Он разговаривал с нами не как со студентами, а как с художниками, уважая манеру каждого. Рудольф Николаевич никогда не навязывал свой стиль или манеру живописи и старался раскрыть особенности творчества каждого студента.
У нас не было работ клонов под своего учителя, что часто видишь в других учебных заведениях. Индивидуальность каждого только поощрялась и развивалась.
Это был грандиозный скачок вперед, когда из просто ученических работ мы окунулись в процесс творчества, видели все этапы работы над картинами мастера, всю художественную кухню и все секреты. Рудольф Николаевич, не скрывая, делился своим опытом и профессиональными навыками.
Живое общение с учителем, где он в неформальной обстановке рассказывал о проблемах современного искусства, о художниках, о том как писать и где черпать вдохновение, было неоценимо.
Именно этот момент повлиял на наше становление как личностей и как художников. Мы перестали делать учебные работы, а писали творческие картины. Учитель требовал серьезного подхода к каждому этюду или работе. Он говорил: «Пишите так, чтобы любую работу можно отнести на выставку».
Даже учась в дальнейшем, я чувствовала, что основа знаний была заложена раньше в училище Р. Н. Барановым. Став старше, окончив художественное училище и вуз, я твердо осознала, что своим учителем, считаю только одного человека - Рудольфа Николаевича Баранова.
Я конечно благодарна всем преподавателям, с которыми меня свела судьба. Ведь от каждого можно было взять капельку знаний, научится воспринимать мир с разных сторон, понять этот сложный термин « творчество».
Преподавателей в жизни бывает много, а вот встретить Учителя посчастливилось не каждому. Я горжусь тем, что у меня был такой замечательный учитель – Рудольф Николаевич Баранов.