Найти тему
NEOVOLT

Какой из аккумуляторов будущего лучше всех приспособлен к лютым сибирским морозам?

Оглавление

🔋 Neovolt.ruБлогБудущее аккумуляторов

Это не единственная морозостойкая архитектура аккумуляторов будущего, но она самая многообещающая и ближе других подобралась к коммерческому выходу на рынок.

Литий-металлический аккумулятор — экспериментальный проект внедрения чистого металлического лития в качестве анода литий-ионной батареи вместо смеси материалов (графита и меди, например).

Литий-металлический аккумулятор. Художественное представление.
Литий-металлический аккумулятор. Художественное представление.

Какие морозы выдержит литий-металлический аккумулятор?

Самые последние разработки Калифорнийского университета UCSD (Сан-Диего, США) для литий-металлического аккумулятора:

  • До -60°C на разряд и заряд с потерей 24% ёмкости каждые 50 циклов.
  • До -40°С на разряд и заряд с потерей 16% ёмкости каждые 50 циклов.

Для сравнения современный литий-ионный аккумулятор:
• До
-20°C только на разряд без потери в ёмкости, но и без возможности заряжать при температуре ниже 0°C.

Статья Калифорнийского университета, наделавшая много шума из-за преимуществ литий-металлических аккумуляторов над современными литий-ионными.
Статья Калифорнийского университета, наделавшая много шума из-за преимуществ литий-металлических аккумуляторов над современными литий-ионными.

Научное обоснование

Вот, что говорят учёные:

«Фактически это первая перезаряжаемая литий-металлическая батарея, которая может обеспечивать значительную плотность энергии при полноценной работе с разрядом и зарядом в мороз до -60°C».

Как вы знаете, современная технология литий-ионных батарей (Li-Ion Battery) предусматривает эксплуатацию в пределах от -20°C до +60°C. Отклонение от этих температур приводит к необратимым изменениям в характеристиках изделия.

❄️ Заряжать такие аккумуляторы при температуре ниже 0°C нельзя (да и не получится из-за внутреннего сопротивления).

Холодная температура увеличивает внутреннее сопротивление и снижает ёмкость литий-ионной батареи. Почему?

Есть формула:

R =  ρℓ/A
Где ρ = ρ0(1 + α(T − 273.15))

То есть по мере увеличения T увеличивается и ρ, тем самым провоцируя рост R. И наоборот, при уменьшении T. Если хотите посмотреть подробное обсуждение данного вопроса, то приглашаем в ветку Physics StackExchange.

Производители электромобилей с тяговыми Li-Ion батареями даже вынуждены использовать нагреватели. Самые лучшие разработки в области электрохимических накопителей энергии предусматривают именно нагрев или сохранение температуры.

💡 Калифорнийский университет UCSD предлагает усовершенствовать электролит так, чтобы он попросту не замерзал.

Они как раз и создали прототип литий-металлической батареи с катодом на основе серы, анодом из чистого лития и слабо связывающим электролитом. Разработка представляет собой законченное решение для сверхнизкотемпературных батарей.

🔎 Исследование литий-металлического аккумулятора UCSD и описание прототипа опубликовано в научном журнале Nature Energy.

Простым смертным остаётся только утеплять гаджеты и подогревать электромобили, чтобы пользоваться литий-ионными аккумуляторами.
Простым смертным остаётся только утеплять гаджеты и подогревать электромобили, чтобы пользоваться литий-ионными аккумуляторами.

Литий-металлический тип аккумулятора может найти применение в экстремальных условиях.

Особенно, когда нет возможности использовать нагрев для батарей при эксплуатации при сверхнизких температурах. Например, в открытом космосе или при исследовании морских глубин.