Пусть за окном еще не совсем весна. Или совсем не весна. Настроение-то у нас с вами уже близко к весеннему, правда? А значит, всё больше хочется красоты и романтичных историй.
Что нам сулит март с TheatreHD?
Золушка
Балетная премьера марта - «Золушка» из Парижской оперы в постановке Рудольфа Нуреева.
Наверное, нет ничего странного в том, что у современных хореографов «Золушка» вызывает ассоциации с кинематографом, жанром, который умеет показать чудо преображения. Жанром, который и сам чем-то похож на волшебство.
Но если «Золушка» Мэтью Борна (помните, да, что ее можно посмотреть на TheatreHD/Play?) - про кино британское, то Рудольфу Нурееву, конечно, был ближе и интереснее Голливуд.
Его « Золушка », поставленная для балета Парижской оперы - родом из 30-х годов XX столетия, из золотой эпохи Голливуда. Тогда тоже случались чудеса, а никому не ведомые талантливые артисты в одночасье становились звездами.
Эту Золушку ведет к счастью не фея-крестная, а опытный продюсер (на премьере спектакля в 1986 году Нуреев танцевал именно эту партию). Вместо бала здесь - съемочная площадка, а вместо принца - актер, звезда кино. Но счастье и торжество справедливости ничего не теряют от перемены мест, а зрители обретают невероятной красоты и фантазии балет, вновь напоминающий нам высшую мудрость из пьесы Шварца: «никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым».
Когда-то партию Золушки танцевала грандиозная Сильви Гиллем, чья звезда тоже зажглась в одночасье. Такой старт, конечно, задал нынешним артистам высоченную планку, но они, скажем честно, берут ее достойно. В спектакле, снятом для показов в кино, партию Золушки танцует очаровательная прима Валентина Колосанте; продюсером стал харизматичный и чем-то неуловимо напоминающий Руди Алессио Карбоне. Наконец, актера, звезду кино танцует Карл Пакетт, обладатель едва ли не самой лучезарной улыбки и безупречной балетной техники. Кстати, трогательная деталь: именно этот спектакль стал для Пакетта последним выходом на сцену Парижской оперы. Все сказки о Золушке когда-нибудь заканчиваются.
Варьете
Да, все сказки о Золушке когда-то заканчиваются. И герои мюзикла Стивена Сондхайма «Варьете» (Follies) знают это не понаслышке.
Герои мюзикла встречаются в предназначенном на снос бродвейском театре, дабы вспомнить свои молодые годы, когда все они были звездами знаменитого ревю «Безумства Зигфелда», и попадают в освободительный плен своих былых, истинных «я».
Легенда, помноженная на легенду, два поколения звезд (среди юных поклонники Мэтью Борна заметят прекрасную Зизи Страллен, звезду «Кар Мен»), знаменитые музыкальные номера, красивая история — если счастье героев и под вопросом, то зрительское счастье гарантировано!
К тому же, в роли Салли Дюрант Пламмер — невероятная, искрометная Имелда Стонтон (нашему зрителю известная, прежде всего, по роли Долорес Амбридж в «Гарри Поттере»)! Актриса возвращается в этой постановке к своему любимому композитору и играет просто на разрыв.
Князь Игорь
В каком-то смысле о разбитых мечтах и грандиозный «Князь Игорь» с Ильдаром Абдразаковым в титульной партии.
Эта незаконченная опера Бородина стала первым опытом сотрудничества Метрополитен Оперы с режиссером Дмитрием Черняковым — и одной из первых постановок «Князя Игоря» на этой, одной из главных оперных сцен мира.
Хочется сказать, что в этом случае Дмитрию Чернякову выпала миссия первооткрывателя. Но дело в том, что Черняков - всегда первооткрыватель. Режиссер, вытаскивающий глубинные смыслы. Черняков ломает стереотипы, лишает персонажей их, подчас, картонных форм и, тем самым, вызывает восхищение у одних зрителей и оторопь — как так можно? — у других.
Что ж, возможно и оторопь. Но оторваться от спектакля невозможно. И невозможно ответить себе на вопрос: реальность или воспаленное сознание героя перед нами. Гипнотическая красота алых маков, трагедия полководца, проигравшего всё, личная трагедия человека. Попытка начать жизнь заново. Надежда, быть может. Как всегда у Чернякова, спектакль остро отзывается в нас сегодняшних — не теряя величия классической оперы.
Постановку русского режиссера называют психологическим путешествием в сложный мир главного героя – князя Игоря, которое происходит на фоне монументального становления русского народа. Главную партию исполняет обладатель роскошного баса Ильдар Абдразаков - и это еще один огромный повод отправиться в кино на оперу.
Дочь Фараона
Дочь фараона, которую можно посмотреть онлайн на TheatreHD/Play - тоже настоящее буйство красоты. Но если «Князь Игорь» - экзистенциальная трагедия, то «Дочь Фараона» - красота без рефлексий.
Чудесная балетная вампука, «Дочь фараона» не слишком строга и логична по содержанию, но зато очаровательна и безупречна по танцам. Сложные па, мелкая техника, роскошные кордебалетные сцены, очень танцевальная музыка Пуни, восемь костюмов главной героини, обезьяна, лев и подводное царство – феерия гарантирована.
Роскошный, парадный, но не лишенный юмора спектакль Мариуса Петипа, поставленный по мотивам только вышедшего тогда «Романа мумии» Теофиля Готье, появился на свет в 1862 году.
Первый большой балет Петипа в России ставился в экстремальных условиях: заказчик поссорился с примой - великолепной итальянской балериной Каролиной Розати, для которой был заказан спектакль-бенефис; сам Петипа поссорился с композитором Пуни, который в раздражении уничтожил клавир, а потом вынужден был писать все заново под уже поставленные танцы. На постановку спектакля было отведено всего шесть недель! Однако рождению шедевра ничто не могло помешать: с «Дочери фараона» началась великая эпоха в истории балетной России, в мировой балетной истории.
Увы, до нас от того спектакля мало что дошло: в сущности, сохранились лишь фотографии и записи в Гарвардском архиве. Собственно к этим записям и обратился знаменитый французский хореограф Пьер Лакотт, когда решил возродить к жизни забытый шедевр Петипа.
Пьер Лакотт — мастер создания не только очень зрелищных, но и очень виртуозных, невероятно сложных технически постановок. Реконструкцией спектакль Лакотта можно назвать весьма условно, его жанр - стилизация. Но от этого спектакль не теряет ни очарования, ни красоты, ни заложенного Петипа масштаба и величия. Причудливой, легкой, немного водевильной и очень романтической истории о романе древнеегипетской принцессы и английского лорда по праву принадлежит один из бриллиантов в короне Большого балета.
В главных партиях - Светлана Захарова и Сергей Филин. Да, вот такой у нас есть раритет :)
Гамлет из Royal Shakespeare Company
Яркий, эмоциональный, красочный, колоритный, сочный, самобытный, полный жизни... Спорим, если бы не заголовок, вы бы не догадались, что речь про Гамлета ? Между тем, да, речь про него. И это лишь малая часть тех эпитетов, которыми зрители характеризуют спектакль Royal Shakespeare Company.
Главная удача этого удивительного «Гамлета» режиссера Саймона Годвина — неистовый, заполняющим всё пространство сцены своей живой энергией и страстью актер Паапа Эссейду . Если вы видели знаменитый звездный скетч с участием Принца Уэльского To be or not to be, то вы очевидно запомнили этого темпераментного, искреннего и очень талантливого молодого человека, ничуть не потерявшегося на фоне ярчайших и легендарных звезд. Теперь настало его время сиять. Если вдруг вы еще не знакомы с работами RSC, этот «Гамлет» – точно повод начать.
Воскресение в искусстве
Завершает март очень важная для нас премьера: документальный фильм «Воскресение в искусстве».
Новый фильм Фила Грабски рассказывает о воскресении Христа — самом значительном событии в истории христианской цивилизации — через образы мирового искусства. Истории страданий и воскресения Христа были посвящены шедевры Леонардо, Микеланджело, Эль Греко и Караваджо, о ней продолжали и продолжают размышлять художники, среди которых наши современники — Марк Уоллингер и Сэм Тэйлор-Вуд.
Последние 2000 лет история жизни, смерти и воскресения Христа была определяющей для всей западной цивилизации. Весть о воскресении являлась не только евангельским рассказом, но и важнейшей темой в европейском искусстве. Эмоциональный отклик, триумф веры, дышащее жизнью повествование — всё это присутствовало на картинах и фресках. В фильме «Воскресение в искусстве» в объективе оказываются произведения от раннехристианских времён и до наших дней, рассказывающие нашу общую историю. Съёмки фильма проходили в Иерусалиме, по всей Европе и в США.
«Золушка», «Князь Игорь», «Варьете», «Воскресение в искусстве» - в кинотеатрах.
«Дочь Фараона», «Гамлет» - в онлайн-кинотеатре TheatreHD/Play