Найти тему
Bellissimo 🎬

5 лучших советских комедий, которые популярны до сих пор

Оглавление

Именно они ассоциируются с советским кинематографом у большинства.

Иван Васильевич меняет профессию

После двух успешных фильмов Леонид Гайдай вновь приглашает на одну из главных ролей Александра Демьяненко. На тот момент артисту было 36 лет. Теперь он не Шурик, а Александр Тимофеев. Инженер-изобретатель, сделавший во время отпуска у себя дома машину времени. Мы видим, что Шурик женился, обзавелся квартирой, но, к счастью, сохранил свое остроумие и быструю реакцию.

Александру Тимофееву в этот раз приснился странный сон. Будто ловил он черную кошку по квартире и устроил короткое замыкание во всем доме. Затем он решил рискнуть и увеличить напряжение в своей машине времени, а та стала проявлять чудеса. После взрыва не только «растворилась» стена в соседнюю квартиру, но и открылся портал в XVI век — прямо в палаты Ивана Грозного.

Эта комедия — бенефис звезды театра имени Вахтангова Юрия Яковлева. Он сыграл двух противоположных персонажей. Говор, недалекость и пугливость Бунши контрастирует с широкими, величавыми жестами и велеречивостью Ивана Грозного. По-разному оба персонажа осваивают новые для себя предметы быта, окружения. Ну, а урок Ивана Грозного режиссеру Якину о том, как надо обращаться с женщинами, радует уже не одно поколение зрительниц.

Бриллиантовая рука

По цитируемости фильм Гайдая «Бриллиантовая рука» занимает одно из первых мест в отечественном кинематографе. Интересно, что эта искрометная комедия основана на реальных событиях. Саму идею Леонид Гайдай взял из жизни, прочитав в газете заметку о том, как контрабанду пытались провезти украшения в гипсе. Да и сама картина сперва называлась «Контрабандисты».

Изначально сценарий был написан под артиста Юрия Никулина. И сценаристы, и режиссер совершенно сознательно уходили от образа Шурика и троицы оболтусов, которые всегда оказывались у него на пути. Им понадобился мягкий, немного рассеянный человек, который волею судьбы попадает в необычные обстоятельства. Съемки проходили в России. Леонид Гайдай категорически отказался уезжать за пределы страны. Поэтому Баку сняли как Стамбул, приморский ресторан «Плакучие ивы» снимался в павильоне «Мосфильма», а когда нужны были морские пейзажи, вся группа уезжала в Адлер. Вообще, в фильме использовалось много декораций и много муляжей, что часто приводило к курьезным случаям. Так, уборщица в подвале обнаружила «тело Ю. Никулина», накрытое простыней, и очень быстро разнесся слух, что Никулин скончался на съемках фильма. На самом же деле это была кукла, заготовленная для сцены падения Горбункова с вертолета. Декораторам приходилось изощряться в изобретательности. Например, очень сложно было снять сцену рыбалки, ведь тогда не существовало подводных камер, поэтому один из операторов соорудил смоляную колбу для камеры, из которой проводились съемки, но не в воде, а в луже. «Бриллиантовая рука» вышла в прокат в июне 1969 года и принесла Гайдаю триумф.

-2

Служебный роман

Как и «Ирония судьбы», «Служебный роман» — сказка со счастливым концом, причем разыгранная в абсолютно реалистичных декорациях советской повседневности. Затюканный неудачник, оставленный женой, способен обернуться ухажером, а мымра — смешливой красавицей. Одинокие люди, каждый со своей жизненной драмой, разрешают себе попробовать еще раз поверить в любовь — и выигрывают!

Только в «Иронии судьбы» герой Мягкова буквально с неба свалился в жизнь Нади, а в «Служебном романе» его Анатолий Ефремович Новосельцев работает в коллективе Людмилы Прокофьевны Калугиной много лет. Начинается история их знакомства скверно. Новосельцев решает приударить за начальницей, чтоб выхлопотать себе продвижение по службе. Он один воспитывает двух детей, денег вечно не хватает. Не сразу получается обаять закрытую даму. Но в какой-то момент план срабатывает, Калугина верит в чувство Новосельцева и расцветает буквально на глазах! Эпизоды преображения «нашей мымры» разобраны на цитаты. В них, кстати, солирует не Алиса Фрейндлих (отважно сыгравшая директрису Калугину), а Лия Ахеджакова в роли эксцентричной и продвинутой секретарши Верочки. Руководительница и подчиненная как бы меняются местами. Верочка сурово муштрует Людмилу Прокофьевну, учит ходить и одеваться женственно. А горе-карьерист Новосельцев тем временем по-настоящему влюбляется в Людмилу Прокофьевну.

-3

Ирония судьбы

Действие «Иронии судьбы» разворачивается в Новый год, но волшебная полночь сама по себе тут развязки не обеспечивает. Критики верно вычислили формулу успеха «Иронии судьбы»: Рязанов ухватил наметившуюся стандартизацию жизни советских горожан и заявил, что чудо возможно. Оно поджидает каждого — причем на пороге типовой квартиры в блочном доме. Конечно, перенос нетрезвого героя из Москвы в Ленинград — гротеск, но таковой вполне закономерен в комедии о самой безумной ночи года. Новый год в советском обществе восполнял нужду в карнавале: можно было себе позволить расслабиться и не бояться осуждения.

Так герой Андрея Мягкова, скромный врач Женя, покладистый сын и жених активной девушки Гали, пошел 31 декабря с друзьями в баню, выпил и был посажен шутниками на ленинградский рейс. Очнулся в привычном антураже в доме на улице Строителей — только не в Москве, а в Ленинграде. В квартире представительницы столь же типовой профессии — учительницы Нади.

Конечно, новогоднее чудо состоит в самой встрече Жени и Нади. Выбор актеров во многом определил успех фильма. Андрей Мягков открыл в своем тихом, застенчивом герое невероятные запасы обаяния и смелости. На стадии создания фильма многие недоумевали, почему на роль скромной советской учительницы Эльдар Рязанов выбрал польскую красавицу Барбару Брыльску. Но в результате вопросов не осталось. Брыльска тонко, проникновенно сыграла женщину, которой долго не везло в любви.

Ее Надя настороженно приглядывается к внезапному гостю и долго не может позволить себе проявить симпатию. Естественно, популярность фильма упрочена звучащими в нем песнями. Музыку для них написал Микаэл Таривердиев, а стихи Рязанов позаимствовал у Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко и других поэтов. За Барбару Брыльску поет Алла Пугачева, а за Андрея Мягкова — Сергей Никитин.

-4

А какая комедия больше всего нравится вам?