В Чехословакии я жил в небольших городках, в северо-моравском Брунтале на тот момент действовало 4 автобусных городских маршрута, а в словацкой Ельшаве городского транспорта не было вообще, но в черте городка можно было проехать на пригородном автобусе по трассе, шедшей через весь город, можно сказать он и стоял вдоль этой дороги.
Но тем не менее трамваи чехословацкого производства на их родине видел, но ни разу не ездил на них, проживая в ЧССР. До Праги, в отличие от некоторых своих коллег по жизни в ЧССР, так и не добрался, но вот во втором по величине городе Чехии – Острава был. Один раз проездом в Гавиржов, второй раз ездили уже непосредственно в Остраву. Оба раза с дружественным визитом в местные школы. В Остраве и тогда и сейчас существует обширная трамвайная сеть. Именно здесь помимо "Татр" Т-3, мне попадались вагоны более старой модели Т-2, а также сочлененные К-2. Т-3 в Чехословакии были все трехдверные вне зависимости от года выпуска, маршрутные указатели были прямоугольными, но либо современными, где трафарет вставлялся с кабины, либо более старыми, где он вставлялся в полозья с внешней стороны. Т-2 были несколько модернизированы, в частности в передней части вместо одной фары их было две, как и на Т-3. Трехдверные вагоны Т-3 в Чехословакии не имели в отличие от российских собратьев своеобразных "скворечников" на крыше по краям вагона – розеток высокого напряжения. Системы из двух вагонов работали на двух поднятых токоприемниках, и каждый вагон получал электроэнергию автономно. В Остраве большую часть трамваев я видел из окна автобуса, на котором мы ехали до места назначения и обратно, на многих улицах было трамвайное движение.
В Оломоуце трамвайные пути проходили рядом с вокзалом. Оломоуц был для нас воротами, когда мы жили в Северной Моравии, при поездках в СССР и обратно мы уезжали и приезжали на поезде именно из Оломоуца. Так что в ожидании армейской машины, которая везла нас в Брунталь, или поезда до Москвы можно было наблюдать трамваи, курсировавшие у вокзала. Попадались исключительно Т-3, причем в первый раз одиночные, в 1987 году наблюдал как системы только обкатывались, они ездили еще без пассажиров. Помимо того, что пути пролегали возле вокзала, трамвай нам встречался и других местах города, например, мы на автомобиле проезжали кольцо Pavlovická прежнего 4 маршрута и я помню несколько вагонов, стоявших на конечной.
Трамвайные вагоны видел и в ныне словацком Кошице. Трамвайное кольцо было на привокзальной площади и из окна вагона или с перрона можно было наблюдать трамваи. В Кошице в 1990 году я наблюдал не только вагоны модели Т-3, но и КТ-8Д5, последние в реале, а не на фото, я больше нигде не встречал. Трамваи в Кошице можно было наблюдать при проезде города из окна поезда, например линию в микрорайон Кошице IV. Кроме того, из окна поезда наблюдал металлобазу, а на ней фрагменты разрезанных вагонов Т-3. Судя по всему, их списали в связи с приходом трамваев серии КТ-8Д5. Кошице интересен тем, что там работал единственный на всю бывшую ЧССР двухдверный трамвай модели Т-3, но мне он не попадался и узнал об этом я позднее.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети "Интернет".
Другие материалы канала об общественном транспорте:
Троллейбус прикаспийской столицы
Чертова дюжина закрытых трамвайных систем России
Вернется ли трамвай на улицы Баку?