Не так давно редакция Лаборатории выкладывала в сеть брошюру Г. М. Кржижановского "Основные задачи электрификации России". Подробное её изучение уже дало первые плоды, и сегодня мы поговорим об электрификации Агропромышленного комплекса (АПК).
Начнём с того, что электрификация на селе, задуманная Кржижановским сотоварищи была проведена далеко не в полном объёме. На село пришёл свет - и это, действительно, помогло делу просвещения, подтверждая справедливость слов Кржижановского: "Дело просвещения народных масс неразрывно связано с вопросом освещения, т.е. с той областью, в которой электричество отпраздновало свои первые победы и где в настоящее время оно является господином положения". В немалой степени электрификации подверглось животноводство, особенно птицеводство, где давно уже никого не удивишь птицефабриками.
Однако ещё больше осталось не сделанным: В первую очередь, сам процесс обработки земли был отдан на откуп двигателю внутреннего сгорания. И здесь мы снова видим правоту создателя плана ГОЭЛРО - широкое применение нефти - особенно при искусственно поддерживаемых высоких ценах на ней - делает земледелие очень дорогим. Нельзя здесь не вспомнить и о той нефтяной игле, на которой сидит Российская экономика.
Стоит обратить внимание и на другую мысль Кржижановского - активная электрификация сельского хозяйства в Германии была вызвана, прежде всего, нехваткой квалифицированных и физически сильных рабочих рук. В нынешней России мы имеем такую же ситуацию, если не хуже: на селе зачастую некому работать. Поэтому, когда сельское хозяйство переживало у нас временный подъём в начале-середине 2000х, труд тракториста и комбайнёра не так уж плохо оплачивался. Один знакомый автору тракторист по такому счастью даже бросил пить - ведь внезапно он оказался нарасхват, а в его семью потекли хорошие по меркам Калужской области деньги.
Не менее важно и то, что отопление - причём не только на селе, но и в городе - было отдано на откуп газу. В результате мы получили очень неэкономичную, сложную и чувствительную к поломкам систему. Да ещё и зависимую от цен на сырьё, которым российские корпорации торгуют на внешнем рынке.
Вполне возможно, что многое не удалось сделать не только из-за злой воли или недомыслия тех, кто управлял страной последние полвека. Ведь при традиционной модели земледелия массовое применение сельскохозяйственной техники на электрической тяге сталкивается с немалыми проблемами.
Во-первых, даже сейчас технологии автономного питания не настолько хорошо развиты, чтобы сделать массовый трактор с электромотором - достаточно мощный, надёжный и с большим запасом хода. Что уж говорить о 20х годах прошлого века, когда аккумуляторы были ещё очень громоздкими и несовершенными. Во-вторых, огромные просторы полей требуют создания и поддержания очень разветвлённой системы линий электропередач. Причём нагрузка на них в сезон полевых работ будет гораздо выше той, что нужна для освещения. Не говоря уже о том, что такой вариант электрификации села загромождает ландшафт.
Как видите, полная электрификация села связана с объективными сложностями, практически непреодолимыми в тех условиях. И дело не только в ограниченности возможностей тогдашней техники. Напомним читателю, что в разорённой двумя войнами стране разруха, голод, квалифицированных специалистов не хватает, а угроза войны заставляет клепать танки. А там, где танк - там и трактор, и наоборот. Старики, наверное, ещё помнят, каким важным общественным делом было строительство тракторных заводов - в Ростове, Сталинграде и Челябинске.
В одном из наших первых постов мы уже описывали ту новую модель АПК, без которой невозможно серьёзное решение продовольственной проблемы в России. В частности, мы говорили, что наше "объёмное земледелие" будет полностью электрифицировано. Тем более, что в таком варианте нет огромных полей - а значит, нам не придётся решать головоломную проблему с тракторами и прочими сельскохозяйственными машинами на электрической тяге.
Более того, сельскохозяйственное производство сделается гораздо более компактным, и его будет гораздо проще снабжать электроэнергией с минимальными потерями. Конечно, такая система не спасёт русскую деревню - скажем прямо, она её окончательно похоронит. Но зато мы, наконец, избавимся от унизительной импортной зависимости и начнём питаться по-человечески. Так что Кржижановский был в который раз прав, утверждая:
"Сельско-хозяйственная электрификация России есть вопрос мирового порядка: легко показать, что Европа, таким образом, могла бы наиболее целесообразно, при минимальных расходах и максимальных результатах раз навсегда решить для себя продовольственный вопрос".
Как видите, уже тогда шла речь об окончательном решении продовольственного вопроса. И грех нам, со всеми нашими новыми технологиями, не справиться с этой задачей!
P.S. Цитаты Глеба Максимилиановича Кржижановского приведены в авторской орфографии.