Антонио Гауди (родился 25.06.1852 году в городе Реус, Испания-скончался 10.06.1926 году в городе Барселона), каталонский архитектор, стиль которого отличался особенностью своеобразной формы, чувственной палитрой и рисунком, а также тесной взаимосвязью. Антонио трудился предпочтительно в Барселоне или в непосредственной близости. Львиная доля его карьеры отдана строительству Искупительного храма Святого Семейства (Sagrada Família), строительство которого было завершено только после его смерти.
Жизнь
Гауди родился в провинциальной Каталонии на средиземноморском побережье Испании. Он был сыном котельных дел мастера. Гауди никогда не был женат. Проявив ранний интерес к архитектуре, он отправился в 1869 году учиться в Барселону, в то время политический и интеллектуальный центр Каталонии, а также самый современный город Испании. Он закончил университет только через восемь лет, его учеба была прервана военной службой и другими периодическими объстоятельствами.
Архитектурный стиль Гауди прошел несколько этапов. Выйдя из провинциальной школы архитектуры в Барселоне в 1878 году, он практиковал довольно витиеватый викторианский стиль, который был очевиден в его школьных проектах, но он быстро развил манеру композиции с помощью беспрецедентных сопоставлений геометрических масс, поверхности которых были очень оживлены узорчатым кирпичом или камнем, веселой керамической плиткой и цветочными или рептильными металлическими изделиями.
Примерами его стиля Мудехар являются Casa Vicens (1878-1880) и El Capricho (1883-1885), а также поместье Гуэля и дворец Гуэля поздних 1880-х годов, все кроме El Capricho, расположенного в Барселоне. Затем Гауди экспериментировал с динамическими возможностями исторических стилей. Готика в Епископском дворце Асторга (1887-1893) и Каса-де-лос-Ботинес, Леон (1892-1894), и барокко в Каса-Кальве в Барселоне (1898-1904). Но после 1902 года его проекты ускользают от традиционной стилистической номенклатуры.
За исключением некоторых явных символов природы или религии, здания Гауди стали по существу репрезентациями их структуры и материалов. В своей вилле Белл Эсгард (1900-1902) и парке Гуэля (1900-1914) в Барселоне, а также в церкви Колония Гуэль (1898-1915) к югу от этого города он пришел к типу структуры, которая стала называться уравновешенной-то есть структура, предназначенная стоять сама по себе, без внутренних подпорок, внешних опор и тому подобного или, как заметил Гауди, как дерево стоит. Среди основных элементов его системы были опоры и колонны, которые наклонялись для передачи диагональных толчков, и тонкослойные черепичные своды, которые давали очень мало толчков. Гауди применил свою уравновешенную систему к двум многоэтажным жилым домам Барселоны: Каса Бальо (1904-06), реконструкция которого включала новые уравновешенные элементы, особенно фасад; и Каса Мила (1905-10), несколько этажей которых структурированы как гроздья плиточных лилий с прожилками стальных балок.
Как восхищенный, хотя и эксцентричный архитектор, Гауди был важным участником Ренессанса, художественного возрождения искусств и ремесел в сочетании с политическим возрождением в форме пылкого антикастильского "каталанизма". Оба направления стремились дать импуль образу жизни в Каталонии, который долгое время угнетался кастильскими и мадридскими властями в Испании. Религиозным символом Ренессанса в Барселоне была церковь Святого Семейства. На него было возложено построить эту церковь еще в 1883 году, но жизнь Гауди оборвалась до ее завершения. Работая над ней, он становился все более набожным. После 1910 года он оставил практически все другие работы и даже уединялся и жил в ее мастерской. На 75-м году жизни, когда он шел на вечерню, его сбил троллейбус, и он умер от полученных травм. После смерти Гауди, работы над Храмом Святого Семейства продолжались и в 21 веке. В 2010 году недостроенная церковь была освящена как базилика папой римским Бенедиктом XVI.
В своих рисунках и моделях для церкви Святого Семейства (только один трансепт с одной из четырех башен был закончен после его смерти) Гауди уравновесил соборно-готический стиль до неузнаваемости в сложном символическом лесу геликоидальных опор, гиперболоидных сводов и боковых стен и гиперболической параболоидной крыши, которая поражает воображение и превосходит причудливые бетонные оболочки, построенные по всему миру в 1960-х годах инженерами и архитекторами, вдохновленными Гауди. Помимо этого и подобного, часто некритического, восхищения Гауди художниками и скульпторами-сюрреалистами и абстрактными экспрессионистами, влияние Гауди было довольно локальным. Его игнорировали в 1920-е и 1930-е годы, когда интернациональный стиль был доминирующим архитектурным стилем. Однако к 1960-м годам он стал почитаться как профессионалами, так и непрофессионалами за безграничное и живучее воображение, которое он использовал для решения каждой дизайнерской задачи, с которой ему приходилось сталкиваться.
Наследие
Архитектурное творчество Гауди примечательно разнообразием форм, фактур, а также открытым, выразительным способом, в котором элементы его искусства кажутся составными. Сложность геометрии зданий Гауди настолько совпадает с его архитектурным строением, что все, включая его поверхность, создает впечатление природного объекта в полном соответствии с законами природы. Такое чувство тотального единства также наполняло жизнь Гауди. Его личная и профессиональная жизнь были едины, и его собранные комментарии об искусстве строительства по существу являются афоризмами об искусстве жизни. Он был полностью предан архитектуре, которая для него была совокупностью многих искусств.