Администрация Байдена сплачивает традиционных и новых союзников вокруг своей принципиальной политики сдерживания Китая. Весь остальной мир внимательно следит за тем, как администрация Байдена изменит, если вообще изменит, политику США в отношении Китая.
Всего через несколько дней после долгожданного телефонного разговора между президентом США Джо Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином Вашингтон пошел на дипломатическую авантюру, чтобы сплотить союзников и стратегических партнеров против азиатской державы. Госсекретарь США Энтони Блинкен, широко известный как «альтер-эго» Байдена, только что завершил важные встречи с коллегами из Европы, а также с так называемыми «четырехсторонними» державами (США, Япония, Австралия и Индия) в Индо-Тихоокеанском регионе.
В основе стратегического наступления администрации Байдена лежит создание того, что бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ однажды назвал «алмазом демократической безопасности», а именно коалиции «демократических» держав для сохранения либерального международного порядка и сдерживания Китая.
Во время прошедшего мероприятия в штаб-квартире Си-Эн-ЭН Байден особенно резко высказывался о двусторонних отношениях с Китаем и подтвердил предполагаемую роль Америки как «маяка демократии». В отличие от своих предшественников, которые считали, что Америка не должна навязывать свои ценности другим нациям, новый президент США сказал американцам: – «Мы должны выступать за права человека. Это то, кто мы есть», и подчеркнул свою приверженность политике «подтверждения роли США в качестве представителей по правам человека в ООН и других учреждениях, которые оказывают влияние на отношение с Китаем».
Размышляя о предыдущих беседах со своим китайским коллегой, Байден предупредил, что «будут последствия», если Китай будет продолжать нарушать права человека. «Я указал Си, что ни один американский президент не может быть поддержан в качестве президента, если он не отражает ценности Соединенных Штатов», – добавил Байден в, можно сказать, резком, даже драматическом отступлении от «транзакционного подхода» бывшего президента Дональда Трампа, который, как сообщается, в частном порядке даже приветствовал жестокие репрессии Пекина в отношении уйгурского меньшинства в Синьцзяне и отверг гонконгские продемократические протесты как беспорядки.
Дипломатический руководитель и давний помощник Байдена Блинкен открыто поддержал «более жесткую линию в отношении некоторых вопиющих вещей, которые делает Китай», предупредив о готовности администрации Байдена принять меры по всему спектру вопросов прав человека, хотя тот до сих пор не одобрил официального бойкота зимних Олимпийских игр 2022-го года в Пекине. Белый дом дал понять, что стремится подходить к китайскому вопросу «с позиции силы», а именно совместно с союзниками, а не путем провокационных и односторонних действий.
Ожидается, что Байден сплотит единомышленников в этом направлении во время саммита G7, который будет принимать премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, который, в свою очередь, также занял все более жесткую позицию против воспринимаемых некоторыми как хищнические инвестиции Китая в Европу и его растущей морской «напористости» в Азии.
Ранее Блинкен провел переговоры с министром иностранных дел Германии Хейко Маасом, министром иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом и министром иностранных дел Великобритании Домиником Раабом с США и европейскими державами, договорившись о тесной координации действий для решения глобальных проблем, создаваемых Китаем.
Но самым последовательным дипломатическим наступлением администрации Байдена до сих пор была первая встреча в четверг между четырьмя державами – Австралией, США, Индией и Японией. В октябре прошлого года Япония провела в Токио личную встречу министров иностранных дел «Четверки», за которой вскоре последовали крупнейшие за последнее десятилетие совместные военно-морские учения.
С середины 2000-х годов «Четверка» быстро превратилась из неформального переговорного центра между четырьмя крупнейшими державами в необъявленный альянс против Китая. Пекин же заявил, что рассматривает группировку как де-факто «азиатское НАТО». Представитель Госдепартамента Нед Прайс подчеркнул важность этой встречи «для продвижения общих целей в свободном и открытом Индо-Тихоокеанском регионе и решения определяющих задач».
Во время виртуальной встречи Блинкен побеседовал с министром иностранных дел Японии Тошимицу Мотеги, министром иностранных дел Австралии Мариз Пейн и министром иностранных дел Индии. Совместное заявление, опубликованное четырьмя державами, было примечательно тем, что в нем отсутствовало какое-либо упоминание Китая, однако азиатская держава была в центре обсуждения.
По данным Госдепартамента, четыре дипломата согласились с необходимостью сохранения «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, включая поддержку свободы судоходства и территориальной целостности» перед лицом растущей напористости со стороны китайского военно-морского флота. Однако в отдельном заявлении Япония недвусмысленно упомянула об угрозах, исходящих от Китая, как о центральной теме обсуждения между странами «Четверки».
«Министр иностранных дел Мотэги выразил серьезную озабоченность в связи с Законом о береговой охране Китая», – говорится в сообщении Министерства иностранных дел Японии, ссылаясь на недавно принятый законодательным органом Китая закон, призывающий силы береговой охраны страны использовать все необходимые средства для продвижения экспансионистских притязаний Пекина в Восточном и Южно-Китайском морях. «Четыре министра согласились решительно выступить против односторонних и силовых попыток изменить статус-кво в контексте Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей», – говорится в сообщении.
В своем совместном заявлении министры стран «Четверки» сознательно преуменьшили опасения по поводу «Новой холодной войны», подчеркнув свою приверженность существующим многосторонним институтам, включая их взаимную поддержку центральной роли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в формировании архитектуры региональной безопасности. В последние годы члены «Четверки» совместно и на двусторонней основе привлекали ключевых членов АСЕАН в рамках более широких усилий по сдерживанию китайских амбиций в регионе.
На самом деле США, Австралия, Япония и Индия активно стремились укрепить потенциал морской безопасности соперников Китая в Южно-Китайском море, а именно Вьетнама, Малайзии и Филиппин. Верный обещанию Байдена вести внешнюю политику, основанную на ценностях, Блинкен и его коллеги из «Четверки» заняли бескомпромиссную позицию в отношении недавнего военного переворота против правительства Мьянмы.
Их позиция резко контрастировала с позицией Китая, который отверг ужесточение международных санкций против мьянманской хунты, представив свержение демократически избранного правительства как чисто внутреннее дело. По данным Госдепартамента США, четыре министра подчеркнули «настоятельную необходимость восстановления демократически избранного правительства в Бирме» и «приоритет укрепления демократической устойчивости в более широком регионе».
«Мы все согласились с необходимостью скорейшеановления демократической системы в Мьянме», – заявил журналистам министр иностранных дел Японии Тошимицу Мотеги, подчеркнув общую оппозицию четырех держав насильственному подавлению демократических протестов в стране Юго-Восточной Азии. «Я подчеркнул», – сказал Мотеги, – «что в условиях сохраняющихся вызовов существующему международному порядку в различных областях роль, которую мы, страны, разделяющие основные ценности и глубоко приверженные укреплению свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве права, только возрастает».
RICHARD JAVAD HEYDARIAN