Найти тему

Смерть как зрелище в Древнем Риме: гладиаторские бои, травля животных, морские сражения

Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему. У этрусков такой поединок был честью. Так они проявляли уважение покойнику. От них этот обычай перешел к римлянам.

Любоӣ римский гражданин мог устроить бои гладиаторов, но для этого нужно было специальное разрешение, которое давалось сенаторским постановлением.

Обычно, поводами для проведения игр были какие-нибудь значимые события или годовщины в императорском доме, а также открытие общественного сооружения.

Οбучением и содержанием гладиаторов занимались специальные люди – ланисты. Ланиста считался человеком запятнанным, а его занятие недостойным и позорным. Однако человек, дававший игры, не мог обойтись без его услуг. Ланиста покупал как опытных гладиаторов, так и рабов, которых обучал. Их он мог продать или отдать в наем устроителям игр. Часто такому ланисте отдавали своих рабов несколько хозяев сразу.

Состав гладиаторов был разнообразен. Иногда к гладиаторскому званию присуждали. Осужденного отправляли в специальную школу гладиаторов, где его обучали обращению с оружием, после чего он выходил на арену. Если после трех лет выступлений на арене он оставался жив, его освобождали от выступлений в амфитеатре. Γладиатор должен был еще два года прожить в школе, после чего получал уже полное освобождение и деревянный меч – знак свободного человека.

Гладиаторские сражения также являлись хорошим способом устранения военнопленных. Так, например, после захвата Иерусалима Тит отправил часть евреев старше 17 лет в египетские каменоломни, а часть распределил между амфитеатрами .

Среди гладиаторов иногда встречались и свободные люди, но такое встречалось редко. Свободный человек становился гладиатором обычно из – за материальных трудностей. Но были и те, кто мечтал о великих победах и славе. Гладиатор находился в разряде «опозоренных»: он не мог стать всадником, быть декурионом в муниципии, выступать в суде защитником или давать показания по уголовному делу. Его даже не могли похоронить с почетом, так как считали самоубийцей. Но в то же время он был предметом восхищения: о гладиаторах говорили, ими интересовались, у них учились. Часто на различных предметах изображали гладиаторов и сцены из их жизни. Победителя осыпали богатыми подарками. Закон ставил ряд преград перед людьми, добровольно обратившимся к ланисте. Доброволец должен был назвать народному трибуну свое имя, возраст и сумму, получаемую от ланисты. При этом трибун мог не дать своего разрешения, если считал человека негодным для гладиаторского ремесла по возрасту или по физическому складу и состоянию здоровья. При заключении договора новобранцу давали деньги – не больше 2 тыс. сестерций по закону.

Среди гладиаторов встречались и женщины. Так, римский историк Светоний рассказал об играх, организованных Домицианом, в которых они активно принимали участие.

Дисциплина у гладиаторов была жесткой, относились к ним как к преступникам. Императорские школы круглосуточно охранялись военным караулом. В карцере помпейской гладиаторской школы при раскопках были обнаружены колодки – деревянная доска с набитой на нее железной полосой, к которой прикреплены вертикально стоящие кольца. Сквозь них пропускалась железная штанга, закреплявшаяся замком с обеих сторон. Ноги наказываемого клали между кольцами, продевали через все кольца штангу и запирали замки: человек мог только лежать или сидеть и то лишь в одном положении.

Гладиаторов кормили хорошо и сытно, пища была богата витаминами. Приоритетное место в меню занимал ячмень. После упражнений гладиатора массировали, натирали маслами. Если он получил ранение на арене, то его усердно лечили, ведь смерть хорошего гладиатора значительно ударяла по кошельку его ланисты.

При республике на арене выступали только самниты, галлы и фракийцы. Во времена империи стали появляться в качестве гладиаторов также бриты, германцы, свевы, дакийцы, мавры, африканские негры и даже кочевые обитатели нынешней России. Все эти туземцы выходили в национальных костюмах и бились каждый по обычаям своей страны. Так публика получала более разнообразное зрелище и не скучала.

Существовали следующие разряды гладиаторов: велиты – сражавшиеся дротиками; ретиарии – сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии – сражавшиеся с дикими зверями; андабаты – выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз; димахеры – без щита и шлема в двумя кинжалами; эквиты – на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом; эссеуарии – сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии – ловившие арканом; лухории – с деревянным мечом или тупым орудием; петниарии – сражавшиеся бичом или палкой.

-2

Доспехи гладиаторов состояли из наручей, поножей, шлема, ременных обмоток. Ни у кого из них не было панциря, спина и грудь совершенно открыты, живот прикрыт только матерчатыми трусами, перехваченными широким поясом, на котором часто имелись железные пластинки. Гладиатор мог закрыть себя лишь щитом.

О гладиаторских играх сообщалось заранее в надписях на стенах домов и различных общественных зданий.

Игры начинались торжественным шествием бойцов по арене, затем часто разыгрывался постановочный поединок, в котором сражающиеся показывали свое умение фехтовать. Затем на арену выносили настоящее оружие, и тот, кто давал игры, проверял его качество. Со звуком трубы начиналось сражение. Гладиаторы бились чаще всего один на один, причем лучшие гладиаторы обычно сражались парами. Перед сражением глашатай громко произносил их имена и перечень побед. Схватка продолжалась около двадцати пяти минут, и в течение часа зрители могли видеть два – три сражения, за которыми внимательно наблюдали главный судья и его ассистент. Обязательным атрибутом судей были палки, пускавшиеся в ход, когда бойцы вели себя не по правилам. Если поединок длился дольше положенного или, например, ломалась какая – то деталь доспехов, то объявляли дилидиум – временное приостановление схватки, чтобы участники поединка могли привести себя в порядок.

Если гладиатор был сильно ранен и не мог дальше сражаться, он мог попросить о пощаде, подняв указательный и средний палец левой руки. Его жизнь зависела от расположения публики. Если он понравился толпе, то люди махали платками или поднимали кверху пальцы, тем самым требуя сохранить ему жизнь. Если же гладиатор не вызвал сострадания у публики, то зрители давали знак добить – большой палец книзу. Победитель всаживал нож в горло побежденного.

Очень часто победителю приходилось биться с тремя – четырьмя противниками сразу. Случалось такое, что противники оказывались равны в ловкости и силе. Тут опять могли вмешаться зрители и потребовать, чтобы оба борца были «отпущены». Победителю вручали пальмовую ветку, с которой он обходил арену. Также он получал много денежных подарков. Иногда его осыпали золотыми монетами, и зрители громко считали, сколько монет упало, а иногда подносили деньги на дорогих подносах, которые тоже шли в дар гладиатору, одержавшему победу.

Были и такие схватки, в которых не должен был выжить никто. Стоило одному из сражавшихся пасть, как против его победителя выходил запасной гладиатор, и так продолжалось до полного уничтожения участников. Такие бои хорошо утоляли кровожадность зрителя в перерывах между главными сражениями.

Трупы уносились людьми, которые были наряжены в костюм Меркурия, подземного бога. Другие прислужники, с масками Харона на лице, удостоверялись при помощи железа, была ли смерть действительна или нет. В мертвецкой приканчивали тех, кто обнаруживал еще какие-нибудь признаки жизни. Вслед затем лопатами перерывали окровавленную арену, которую потом покрывали свежим слоем песка.

Если бойцу удалось стать свободным человеком, то он мог заняться преподаванием боевого мастерства или выступать сам в гладиаторских играх за неплохую плату.

Бои гладиаторов происходили обычно в амфитеатрах.

Колизей – самый большой амфитеатр в Италии. Вся арена была окружена забором. За ним был узкий проход, покрытый мрамором. Над проходом располагался подий – широкая платформа, поднимавшаяся на 4м над ареной. Здесь находились мраморные кресла для почетных зрителей. Далее шли ряды каменных скамей, также облицованных мрамором. Их было три яруса, и они отделялись друг от друга низким парапетом и узким коридором, который шел за парапетом. Самые верхние места предназначались женщинам.

-3

Были также и подземные ходы. Здесь находились клетки для зверей и разные механизмы, с помощью которых на арену выдвигали животных, людей и различные декорации.

Колизей вмещал 40 – 45 тыс. человек; в портике верхнего этажа могло стоять около 5 тысяч .

Из – за частых столкновений болельщиков, амфитеатр во время зрелищ охраняли солдаты.

Иногда арену наполняли водой, превращая ее, таким образом, в навмахию.

-4

Гладиаторские бои и морские сражения были очень запоминающимися представлениями. Для римлян такие зрелища были любимым развлечением.

Нравилась публике и травля животных.

В Риме одна из императорских гладиаторских школ под названием « Утренняя » готовила специалистов – охотников. Иногда зверям на растерзание бросали преступников.

Не редко носорога стравливали со слоном, буйвола с медведем, слона с быком. Чтобы разозлить животных прибегали к разным способам – могли тыкать в них раскаленными железными палками, кидать камни или даже связывать попарно.

В бой с животными вступали также бестиарии. Набирались они так же, как и гладиаторы. Бетиарии были одеты в одну тунику и вооружены только копьем и редко мечом. На глазах у зрителей они сражались с медведями, львами, носорогами, быками. Бывали случаи, когда на арену против львов и медведей выпускали отряды конных преторианцев под командой их центурионов.

Зверей использовали также в качестве орудия казни. Осужденных на смерть привязывали к столбам и на них выпускали зверей, которые их и растерзывали.

-5

При императорах Клавдии и Нероне часто устраивали бои со слонами. Для сражавшихся людей эти поединки являлись завершением их гладиаторской карьеры.

Стоит отметить, что помимо травли животных нередко показывали своего рода звериный цирк: диких быков, стоящих на задних ногах и толкающих повозки, обезьян на лошадях, собаках или маленьких колесницах, танцующих слонов и многое другое.